Неассоциативное обучение
Ассоциативное обучение
Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.
В частности, З. А. Зорина и И. П. Полетаева (2001), на основе данных О. Меннинга (Manning, Dawkins, 1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (Thomas, 1996), Дж. Пирса (Реагсе, 1998) и др., предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных.
Неассоциативное обучение:
привыкание.
Ассоциативное обучение:
классические условные рефлексы;
инструментальные условные рефлексы.
Когнитивные процессы
Неассоциативное обучение
Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.
1. Сенсибилизация. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. Сенсибилизацией называют три типа реакций, имеющих между собой мало общего. Главное, а может быть, и единственное, что их объединяет, это повышение возбудимости организма по отношению к определенным раздражителям.
|
|
К первому типу реакции относят модификацию поведения, возникающую под воздействием какого-либо стимула. Вторым типом реакций, относимых к сенсибилизации, является способность организма под воздействием одних раздражителей изменять чувствительность к другим. Третий тип реакции для своего возникновения нуждается в систематическом воздействии раздражителя: только в этом случае чувствительность к нему повышается.
2. Привыкание — наиболее примитивная форма обучения. Это самая элементарная индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости называется привыканием. Привыкание распространено чрезвычайно широко: от примитивных существ до человека включительно. Оно обеспечивает адекватность реакций организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии.