МАРТА (Осуждение)

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто ни­когда не может знать того, что происходило и происходит в душе этого другого.

Мы часто судим о людях: одного называем добрым, дру­гого злым, одного глупым, другого умным. А этого нельзя де­лать. Человек течет, как река. Он каждый день тот же и не тот же: был глуп, стал умен; был зол, стал добр, и наоборот. Нель­зя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.

Если ты так счастлив, что всегда говоришь только то, что есть на самом деле, отвергаешь то, что ложно, сомневаешься только в том, что сомнительно, желаешь только добра и поль­зы, то ты не будешь негодовать на злых и безрассудных людей.

«Да ведь они воры и мошенники!» — говоришь ты. А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблуд­ший. А такого человека жалеть надо, а не гневаться на него. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого не­хорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.

«Но неужто, — скажешь ты, — таких людей не должно на­казывать!» Не говори так. А лучше скажи: этот человек за­блуждается в том, что важнее всего на свете. Он слеп не телес­ной слепотой, но духовной. И как только ты себе скажешь •это, так ты и поймешь, как ты был жесток к нему. Если у че­ловека глаза заболели и он лишился зрения, то ведь ты не скажешь, что его надо за это наказать. Так почему же ты хо­чешь наказать такого человека, который лишен того, что до-; роже глаз, лишен самого большого блага — умения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их. Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя. Вспомни, как часто ты сам за­блуждался и согрешал, и понегодуй лучше на себя за то, что в?душе твоей гнездятся злоба и жестокость.

Эпиктет

Если будешь помнить свои собственные недостатки и бу­дешь стараться исправлять их, то и в мысль не придет осуж­дать других, да и некогда будет.

Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

Талмуд

Прощай другим многое, себе ничего.

Публилий Сириус

————————

Я знаю про себя, что я не хочу делать зла, а если и делаю, то оттого, что не могу удержаться. Все другие, если они дела­ют зло, то также оттого, что не могут удержаться. Так зачем я думаю об них дурное и осуждаю их?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: