Процесс формирования российской административно-политической элиты протекает в осложненных политических условиях, вызванных неудачным ходом экономической реформы, низким жизненным уровнем большей части населения, падением общественного доверия к органам и должностным лицам государственной власти и управления, допустившим рост преступности, коррупции в государственном аппарате и обострение межнациональных конфликтов.
Следствием этого стало сокращение социальной базы и источников формирования кадров демократической формации. Однако в целом наблюдаются обнадеживающие тенденции омоложения нынешней административно-политической элиты, рост ее образованности и переориентации кадров высшего звена с производственно-технологической на гуманитарную сферу. Нынешняя правящая элита страны включает более 24 % специалистов с юридическим и экономическим образованием. В региональных элитах они составляют почти 12 %. В то же время заметно сократился технократический сектор в составе правящей элиты.
|
|
Заслуживает быть отмеченным такой показатель роста образованности высшего управленческого слоя, как доля представителей, имеющих ученые степени доктора или кандидата наук. В высшем федеральном руководстве они составляют более 70 %. Вместе с тем, значительная часть руководителей министерств и ведомств игнорирует предлагаемые формы повышения квалификации и переподготовки, что во многом объясняется нестабильностью кадровой ситуации в управленческом эшелоне. Высокая кадровая мобильность высших эшелонов власти имеет своими источниками трудности овладения оптимальным стилем работы в новых условиях, а также разного рода злоупотребления, компрометирующие государственную власть и самих чиновников, противоборство различных финансово-экономических группировок, запущенность работы с кадровым резервом.
Формирование достойной, т.е. авторитетной, образованной, высоконравственной и ответственной административно-политической элиты является одной из главных задач ГКП. Для ее решения необходимо включение всех компонентов механизма реализации кадровой политики, осознанное стремление высших государственных должностных лиц и служащих приобретать новейшие знания и навыки административной и политической деятельности не только в учебных заведениях, но и путем самообразования и самовоспитания. Система выборов, являясь регулярным механизмом обновления административно-политической элиты, представляет народу как первосубъекту кадровой политики реальную возможность участия в формировании достойной управленческой элиты.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание принципа эгалитаризма и его влияние на кадровую политику.
2. В чем заключаются своеобразие элитарного подхода в кадровой работе?
3. Назовите характерные черты достойной административно-политической элиты.
4. Какие функции возлагаются на административно-политическую элиту?
5. Какова структура современной административно-политической элиты?