Внешнего и является основным фактором человеческой активности

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:


1) потребности, связанные с трудом, — потребности познания и созидания;

2) потребности, связанные с развитием, — потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией (нравственные и духовные потребности).


Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе, поэтому называются социогенными.

Наряду с этим большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными (витальными) (от латинского "vita" — жизнь). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в приобретении подготовленности к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности — научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода.

Система биогенных и социогенных потребностей образует иерархию потребностей.

Естественные, органические потребности человека возникают без их специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни — высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности — гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление для социализированной личности является, прежде всего, условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, — признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей — "расползание" вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты — устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами (Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973. С. 380).

Система насущных потребностей, их актуализация замыкает психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: