Истина

Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. В

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. С позиций объективного идеализма Гегеля истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии. Так, логическая идея в конце достигает абсолютной истины, которая представляет вечное движение. Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Неопозитивизм сводил истину к проблеме смысла предложений науки. В эмпирических науках имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т. е. выведены из «атомарных фактов». «Атомарные факты» фиксируются первоначально в «протокольных предложениях». Впоследствии принцип верификации был дополнен принципами подтверждаемости, когеренции, фальсификации.

Для наук типа математики и логики неопозитивизм выдвинул принцип конвенциализма, согласно которому имеют смысл те утверждения науки, который соответствуют принятым между учеными соглашениями, конвенциями (аксиомы). Выбор конвенций обусловлен соображениями удобства, целесообразности и имеет произвольный характер.

Объективная истинаадекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира или человека). Оценивая знания, их значения для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности или являются ошибочными, ложными.

Конкретность истины. Объективная истина конкретна. Конкретное – действительность во всем многообразии ее сторон. Конкретному противопоставляют абстрактное, т. е. отдельное. Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования.

Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно, по частям. Но наши знания всегда относительны. Относительная истина – это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, обусловленного историческим временем, уровнем развития производительных сил, средств научного исследования, развитием человека, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны.

Понятие объективной истины выражает адекватность истины реальной действительности. Последняя имеет структуру: она есть бесконечность, которая состоит из конечных. Деление мира на конечное и бесконечное лежит в основе различения относительной и абсолютной истины и определяет их диалектическое взаимодействие. Относительная истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отдельного предмета, явления, свойства. Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии. Поскольку знание имело начало, человеческое знание всегда ограничено, относительно и абсолютная истина никогда не может быть достигнута, поскольку мир бесконечен. Если понятие верно отображает какой-либо момент, то это будет являться частицей абсолютной истины в известных пределах. Абсолютная истина не может быть полностью когда-либо познана, но она постоянно познается нами по частям. Поэтому абсолютная истина – сумма бесконечного числа относительных. Абсолютная истина обладает свей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает, прежде всего, исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Абсолютная истина поляризована – она есть познание бесконечного мира и человеческой сущности, которая бесконечна и познаваема лишь в бесконечном времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: