■ Ключевые слова: направления эмпирических исследований: коммуникатор/журналист, контент, канал, аудитория, эффект, поведение аудитории, отношение аудитории к СМИ, сегментирование аудитории СМИ, эффективность, виды эффектов, факторы эффективности, показатели эффективности ■
В главе 1 приведены универсальная структурная модель социальных коммуникаций, принадлежащая американскому обществоведу Г. Лассуэллу, и ее «наполнение» в случае со СМИ. Напомним об элементах этой модели:
1) коммуникатор (в СМИ — журналисты);
2) контент (в СМИ — журналистские тексты, художественные произведения, реклама и ПР, официальные документы; универсальный или в разной мере специализированный, но разнообразный по тематике и видам);
3) канал (СМИ — открытый, с центром производства контента в редакции, без синхронной обратной связи, технически опосредованный, с относительно одновременным распространением на численно большую аудиторию);
4) аудитория (у СМИ — гетерогенная, рассредоточенная, анонимная, численно большая);
|
|
5) эффекты (у СМИ — разнообразные, накапливающиеся, становящиеся социальными функциями).
Каждый из указанных структурных звеньев коммуникации может быть объектом социологических исследований, составляющих соответственно отдельные направления эмпирических исследований. Известны и исследования комплексные, охватывающие все или несколько структурных элементов. Комплексные исследования проводятся на основе общей программы.
В соответствии с порядком перечисления структурных элементов коммуникации в разд. 6.1-6.5 будут рассмотрены отдельные направления исследований.
Коммуникаторы/журналисты
«Значение журналистов (или журналистского поля) в социальном мире связано с их фактической монополией на средства производства широкого распространения информации <...>, на доступ к тому, что иногда называют «публичным пространством».
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2000. С. 64
«Глубокий смысл басни Крылова "Ворона и лисица" состоит в том, что, лишь потеряв сыр, ворона обрела свободу слова». Горячая пятерка анекдотов // Московский комсомолец. 2004. 6 января