Направления эмпирических исследований

■ Ключевые слова: направления эмпирических исследований: коммуникатор/журналист, контент, канал, аудитория, эффект, поведение аудитории, отношение аудитории к СМИ, сегментирование аудитории СМИ, эффективность, виды эффектов, факторы эффективности, показатели эффективности ■

В главе 1 приведены универсальная структурная модель социальных коммуникаций, принадлежащая американскому обществоведу Г. Лассуэллу, и ее «наполнение» в случае со СМИ. Напомним об элементах этой модели:

1) коммуникатор (в СМИ — журналисты);

2) контент (в СМИ — журналистские тексты, художественные произведения, реклама и ПР, официальные документы; универсальный или в разной мере специализированный, но разнообразный по тематике и видам);

3) канал (СМИ — открытый, с центром производства контента в редакции, без синхронной обратной связи, технически опосредованный, с относительно одновременным распространением на численно большую аудиторию);

4) аудитория (у СМИ — гетерогенная, рассредоточенная, анонимная, численно большая);

5) эффекты (у СМИ — разнообразные, накапливающиеся, становящиеся социальными функциями).

Каждый из указанных структурных звеньев коммуникации может быть объектом социологических исследований, составляющих соответственно отдельные направления эмпирических исследований. Известны и исследования комплексные, охватывающие все или несколько структурных элементов. Комплексные исследования проводятся на основе общей программы.

В соответствии с порядком перечисления структурных элементов коммуникации в разд. 6.1-6.5 будут рассмотрены отдельные направления исследований.

Коммуникаторы/журналисты

«Значение журналистов (или журналистского поля) в социальном мире связано с их фактической монополией на средства производства широкого распространения информации <...>, на доступ к тому, что иногда называют «публичным пространством».

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2000. С. 64

«Глубокий смысл басни Крылова "Ворона и лисица" состоит в том, что, лишь потеряв сыр, ворона обрела свободу слова». Горячая пятерка анекдотов // Московский комсомолец. 2004. 6 января


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: