В обл. естествознания

Физика - явл. лидером и образцом деятельности для других наук, внутри физики матрицей объед. остается механика и именно она служит универс. способом объясн. мира. При этом физика представляется почти завершен. наукой. Физика изучает: - тепловые явл. и теплодинамика явл-ся одной из ярких сфер науки. Клаузиус Рудольф Эммануэль – выводит осн. законы термодинамики и разрабат. понятия энропии, выдвинул теорию тепловой смерти Вселенной.

- электричество и магнетизм (Кулон, Гальвани, Ампер, Ом) эти открытия привели к появлению телеграфа, Морзе вводит телеграфный алфавит и появл. кабели которые соединяют Европу и Америку.

- появл. магнитная индустрия (Фарадей) электромагнит. поле (Д. Максвелл) эл.магнит. волны открывает Герц.

- разв. Оптика и здесь конкурируют 2 гипотезы о природе света, в частности волновая и корпускулярная.

- Ломоносов созд. молекулярно-кинетич. теорию света, Юнг отстаивает волновую теорию света и поддерживает его теорию Френель

- учение о вращении и сохр. и превращ. Энергии его параллельно открывает Майер, Джоуль, Гольмгольц. Этот закон показал единство матер. мира и создал основу для единства физики и химии. Закон единства формулировался постепенно.

Химия – Происходит созд. теории хим. строения органич. соединений, т.е. найдена основа. Это сделал рус. ученый Бутлеров. Была открыта и периодич. система элементов химич. вещ-в Д. И. Менделеева. Биология – В биологию проникает идея развития и именно она делает биологию противостоящую механич. модели мира, которая задает механика Ньютона. Г. Лейбниц (1646-1716) обосновал идею разв. природы, к-ая противостояла механич. модели мира Ньютона. Эта идея получило свое разв. только к концу 18 нач. 19 вв. - «Учение о монадах» Монада - это простые неделимые непространственные субстанции. Они способны к действию и эта их деят. предст. собой представление, восприятие, стремление. Все одухотворено (одушевлено) и в этом плане природа не мертвый механизм, а живая сила. При этом жизнью обладает в природе каждый индивидуум, вещь. Монада - это всегда внутр. целое, несводимое к сумме отд. частей.

Природа, это непрерывная лестница индивид-го разв. т.к. все монады имеют потреб. к стремлению и в этом отнош. весь мир это лестница монад. Это привело к понятию организма, которая противостоит механизму. В 18 в. Идея разв. проникает в биологию. В 18в. Появляется идея трансформизма ее развил Ж. Бюффон, который говорит об изменчивости видов в очень узких пределах. К. Линней созд. классиф-цию растений и живонтных видов, но подлинный переворот происходит на рубеже 18-19 вв. Ж.Б. Ламарк – ботаник, первым предлагал концепцию эволюции орг-го мира. Он говорит, что:

- органич. формы предст. собой процесс восхождения от низших к высшим формам. Поэтому н\о изучать каждый вид во времени

Для эволюции орг.форм н\о принимать усл. окруж. среды, т.е. он вводит идею приспособленности к окруж. среде.

Завершает теорию эволюции Ч. Дарвин совершив колоссальные обобщения «Происхождение видов». Его теория имеет три осн. принципа: - борьба за существование; - наследственность и изменчивость; - естественный отбор.Т. о. в этот период утвержд. идея, что орг-кий мир имеет свою историю и его нынешнее состояние это рез-т естеств- эволюции. Дальнейший путь биологии сост. в том, что от идеи единства мира необходимо перейти к осмыслению морфологического единства. В 18 в. была выведена клетка, как универс. инвариантная ед. строения организма. Авторы клеточ. строения – Шванн, Шлейден. Идея разв. проникает в геологию и в палеонтологию. Идея катастрофизма Ж. Кювье – она констатирует факт изменчивости земли, историзм геологич. и биологич. мира, но с др. стороны эта теория отстаивает библейскую идею о неизменчивости видов. Земля претерпевает катастрофы и погибшие в результате виды сменяются сохранившимися. На земле находятся останки этих прошлых видов и эта теория отрицает. Но вместе с тем парадоксальным образом утверждается идея истории земли и эволюции живого. Достижения в социально-гуманит. знании Целый ряд знаний конструируется в науку исходя из этапа преднауки. Наукой становится социология – ее основателем явл. О.Конт. Он называет ее социологичекой физикой, т.к. она д\а открывать такие же законы, как и физика в природе. Он делит социологию на 2 части: соц-ная статистика – учение о соц-ном порядке и соц-ную динамику. Этнография наука изуч. народы. В 18 в. нач. бурный расцвет этнографии и в 19 в. она становится самост. наукой обретая предмет и метод. В 1789г. в Лейбциге В. Вундт открывает 1-ую эксперимент психолог. лабораторию и возникает психология как наука. В 19 в. политэкономия Риккардо, К. Маркс, Маркс и Энгельс созд. учение. Политология – появл. учение о гос-ве – вопросы о власти, разделении властей, вопросы о сути и принципах гос-ва и т.д. Гегель – утописты – Сен-Семон, Оуэн, Фюрне.

13. Научная революция на рубеже 19-20-го веков. Становление неклассической европейской науки. Квантовая механика и теория относительности Отказ от лапласовского детерминизма, элементаризма и объективизма. Роль наблюдателя в познании. Конец 19, нач. 20в наз.периодом рев-ции в естествознании.В этот период стало очевидным, что з-ны Ньютоновской механики не м\т играть роль универс-х з-нов природы. На эту роль стали претендовать з-ны электромагнитных явлений. Они не могли решить назревающие?, и не могли объяснить новые открытия. С 1895-1897г. были открыты лучи рентгена, радиоактивность, радий, первая элементарная частица электрон. Для объяснения этих явлений возникла новая физика, к-ая противостояла механике Ньютона. Эта физика включала в себя квантовую теорию, к-ую создали М.Планк, Н.Бор и В.Гейзенберг и т-рию относительности Энштейна. Эта физика получила название квантово-ревятивисткой физики. Эта физика совер. рев-цию в рез-те кот. и возник новый тип науки – неклассическая наука. Теория относительности Эйнштейна. Эта теория развивалась последовательно, сначала была создана спец-я теория относит-ти, а затем общая теория относит-ти. З-ны механики Ньютона отражают прежде всего з-ны взаимного расположения и движения твердых тел. Оно добавлялось представлением об абсолютном пространстве и времени, о неизменности массы и длины тел, т.е. это были абсолют. величины, кот. никогда не измерялись. В 1905г появилась работа Эйнштейна «К электродинамике движущих тел», где он предлагал основание нов. механики, что и утверждает спец. теория относит-ти. Эйнштейн утверждал,что: 1. С теч. времени масса и длина тел зависимы от скорости движения системы отчета, т.е. от движения наблюдателя, а это значит, что они не абсолютны. Длина тела в движущейся системе относительно которой оно движется, оказалось меньше длины, измеренной в системе, относительно которой оно покоится. Поезд промчавшийся мимо платформы для наблюдателя с платформы короче, чем для пассажиров. Астронавты кот. летят в космич. корабле б\т иметь замедленное течение времени по сравнению с теми, кто остался на Земле. 2. Масса переменна и она зависит от скорости движения тела, но это можно наблюдать только при высоких скоростях на уровне скорости света. 3.Масса может переходить в энергию, а энергия обладает массой. Однако современники ответили, что эта теория игнорирует гравитацию для теории Ньютона. И Эйнштейн решая теорию о гравитации, создал общую теорию относительности. Он связал воедино: массу, движение, пространство и время, утверждая, что массы деформируют вокруг себя пространство и время и доказал, что они зависят от массы и движения тела. Квантовая механика. Сформирована в рез-те изучения теплового излучения. Кван выдвинул идею, что свет излучается дискретно. Эйнштейн пошел дальше и предположил, что свет не только излучается, но и поглощается вещ-м в виде отдельных дискретных порций. Эта новая квант.теория могла объяснить испускание рентгеновских лучей и была способна объяснить флюоресцентные излучения и поставила? материя непрерывна или состоит из дискретных частиц. Развивал квант. механику Н.Бор, он занимался изучением строения атома и как ведет себя электрон в атоме, именно Бор выдвинул гл.постулат квант.механики, который в дальнейшем стал общим методологическим принципом. Именно Бор разв. принцип дополнительности. Этот принцип гласит, что сложные явления природы для своего описания требуют двух взаимоисключающих и тем самым дополняющих способов описания. Это привело к тому, что физики были вынуждены признать корпускулярные волновые св-ва света, св-ва микрообъектов. Фран. Физик Луи Бройль 1923г выдвинул идею об универ-ти корпускулярно-волнового дуализма. При этом идея сост. в том, что св-ва корпускулы или волны не принадлежат как таковые самим микрочастицам. Эти св-ва обусловлены процедурой измерения и изучения микрочастиц. В рамках одних измер-х приборов электрон выступает как частица, в др. измерит-х приборах он выступает как волна. Физик в ходе изучения познает не объект-е св-ва явления микромира, а рез-ты своего взаимодействия с ними. В 1927г Гейзенберг сфоромулировал принцип неопределенности, согласно которому микрочастица не может одновременно иметь определенную координату и соответственно проекцию импульса на оси координат, т.е. мы не можем предсказать поведение элемент-ой частицы, потому, что электрон при своем движении как бы размазан по по всему объему атома и лишь создает электронное облако, а создание этого электр-го облака непредсказуемо, т.е. мы незнаем на какой оболочке электрон находится, поведение микромира непредсказуемо. Физика микромира обнаружила принципиально вероятностный хар-р протекающих там явлений. Это отражает св-во самой реальности, т.е. мир непредсказуем, при этом из исслед-я невозможно исключить исследователя. Науч. знания о микромире принципиально субъективны, физики отказались от наглядного представления предметов изучения, они не дают их физических интерпритаций, а преимущественно на языке мат-ки. В конце 19в получила свое подтверждение геометирия Лобачевского. Она доказала, что геометрия Эвклида это всего лишь один из вариантов геометрии. Была выдвинута теория множества со своими парадоксами – элемент множества может быть больше самого множества. В итоге была создана неклассич-я теория множеств, которая показала, что м\б различные программы обоснования матем-ки, а это значит, что м\б не одна мат-ка, а множество мат-к. На рубеже 19-20вв развивалась психология, н-р гештальтпсихология- образ, форма. Она утверждала, что психологические структуры, а именно восприятие, представление, мышление предст-ют собой целостную струк-ру, они первичны по отношению к своим компонентам. При этом именно целостность определяет св-во частей, т.е. образ предмета схватывает целостно, интуитивно. Теория Гештальта, как и теория множества ставила под вопрос элементаризм и редукционизм класс-й науки. Подчеркивает зависимость знания от применяемых субъек-х методов и ср-ств получения этого знания. Если класс-я наука стремилась к объективности знания, т.е. устранению субъек-зма из науч.картины мира, то наука 19-20в(неклас-я) доказывает неустранимость субъек-зма из науч.знания. При этом субъект-ть это условие получения знания. Знание принципиально субъективно-объективно. Знание о микромире-это знание о нашем взаимодейтвии с ним, т.к. познание атомных объектах самих по себе невозможно, оно зависит от измер-х приборов, от ср-ств наблюдения кот. использует субъект. Отказ от элементаризма или элементарного подхода и редукционизма(чтобы познать целое н\о познать его части, т.е. редуцировать до составных частей). Неклас-я наука утверждает идею целостности, холизма, т.е. указывает, что целое не есть совокупность частей, а представляет собой особое качество, это происходит в гештальпсиходогии и в физике микромира. Атом.физика показала, что элемент частицы это некий сгусток полей и в этом плане элем.частица это сложная многоэлемен-я ситема. Формирование нового понимания детерминизма и его ядра причинности. Класс.наука давала механистическое понимание причинности. Причина понималась как внеш. сила воздействующая на пассивный объект, с др стороны утверждалась однозначная связь причины и следствия и в этом у классиковвозможность предсказания будущего. В неклас.науке стало ясно, что причинность существует в форме вероятности., т.е. о движении отд. частицы м\о говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности. Класс.наука утверждает полное соответствие знания объективности, а неклас-ты м\т различать теорет-е описания одной и той же реальности, при чем они могут проиворечить др. др. или взаимоисключать др. др. Некласс.наука кардинально меняет стиль класс. механистический тип мышления, статическое заменяется диалектическим, предполагается развитие, динамичность, где большую роль играет общефилософский подход. Некласс-я наука достигла колоссальных рез-в в матем-ке, физике и генетике.

14. Постнеклассическая наука. Основные факторы и этапы ее становления со второй половины ХХ века. Научно-техническая революция и информатизация общества как условия становления постнеклассической науки. Понятие постнеклассической науки ввел Степин. В отличие от классической и неклассической наук, функционировавших как знания – отображения существенных свойств мира, постнеклассическая наука, у истоков которой мы находимся функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. В этот период времени наука из апосредованной производственной силы превращается в непосредственную производственную силу (научная революция). Три элемента сливаются воедино: наука – техника - производство. Возникли:1)атомная энергетика; 2) космонавтика - конец 50-х годов - запуск искусственного спутника Земли, 1961 первый полет человека в космос; 3) возникновение кибернетики; 4) химическая наука и химическая технология, особенно в плане создания новых материалов; 5) возникновение биотехнологий; 6) массовый характер использования вычислительной техники (80-е), глобальные коммуникации; 90-е - момент ускорения, резкий взлет био- и нанотехнологии, использование энергии Солнца, ветра, малых водных потоков, биотопливо, биогаз. В результате НТР наблюдается резкое сближение естественных, технических и гуманитарных наук, сближение фундаментальных и прикладных исследований, слияние науки, техники и производства.

В середине XX в. Стал формироваться новый тип об-ва – постиндустриальное об-во. В данном типе об-ва формируется экономика знаний- главным экономическим продуктом, создаваемым данным об-вом становится информация (ноу-хау, программные продукты) – главный фактор, движущая сила развития об-ва. Роль науки в жизни об-ва возрастает. Наука становится не только производительной, но и социальной силой об-ва, внедряется в производство, увеличивая его мощь, в сферу социальных отношений, психологии человека и становится силой преобразующей самого человека, что существенно меняет ее статус.Происходит массовая информатизация об-ва и создается особая виртуальная сеть – Internet.Современный мир глобализируется, происходит глобализация экономических процессов.Рост научного знания приводит ее к открытию законов, которые могут быть опасны для человека.В социальном плане сформировались условия, в которых наука становится социальной составляющей, с другой стороны научные открытия обнаруживают опасность для человека. Философские предпосылки и философские теории:

1 Философия Гегеля, Маркса, Энгельса, утверждавших идею развития мира, природы.

2 Учения русских мыслителей космистов Федоров, Циолковский, утверждавших идею единства человека и космоса.

3 Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.

4 Идеи русских религиозных мыслителей Соловьев, Булгаков, утверждавших идею всеединства мира и решающей роли человека в бытии.

Философия оказала большое влияние на изменение картины мира.

Осн.принципы и идеи постнекл.науки: 1. Принцип глобального эволюционизма 2. антропный принцип 3. принцип интеграции знаний 4. принцип соц.ответ-ти науки Социальные последствия НТР:

1. новый этап глобализации, превращение мира в единое целое (создание глобального информационного пространства);

2. создание транснациональных корпораций;

3. создание наднациональных органов управления (МАГАТЭ, МВФ Всемирный банк), имеющих возможность воздействовать на мир, как на единое целое;

4. глобальные проблемы, которые являются следствием НТР:

· экология;

· бедность;

· международный терроризм;

· «конфликт цивилизаций».

5. радикальные изменения структуры производства (резкое увеличение доли интеллектуального труда).

15. Синтетические тенденции в современной постнеклассической науке. Интеграция естественных, социальных и гуманитарных наук, древнего о современного знания. Становление общенаучных направлений (семиотика, системный подход, синергетика, информатика). В сер.19в. произошла достаточночеткая дифференциация наук. В нач. 20в. произошло четкое осознание неотождествленности естественных и гуманитарных наук. В итоге были резко противопоставлены естест. и гуманит. науки. Неклас. физика(квантовая механика) сблизила естественно-науч. знания, показав значимость субъекта, т.е. распространенные в этом плане м-ды гуманит. наук. Именно постнекл. наука создала условия для интеграции знания, а именно она стала утверждать не дисциплинарные, а междисциплинарные организиции науч.исслед-й, она сделала предметом изучения сложные системы, которые требуют сложных междисциплинарных исслед-й. Степин утверждал, что междисц-е исслед-я не есть механическое объединение различных дисциплин, требуется новое мышление, новый уровень обобщения, в котором требуется рефлексия основ для различных науч. дисциплин,где четко выявлены границы каждого подхода. Соврем. Постнекласс. наука предлагает новую программу в гуманит. исслед-х, а именно она предлагает базировать соц. процессы на принципах глобального эволюционизма; нелинейности развития, т.е. все то, что предлагает синергетика, а с другой стороны необратимость соц. процессов, множество линий развития, саморегуляции и кооперативные эффекты – это все то что вводится в гуманитарную науку, и в то же время антропный принцип вводит гуманит. аспекты в естест-науч-е знания. Антропный принцип и глобальный эволюционизм показывают ч-ка как закономерный элемент, ч-к это своеобразное продолжение природы. Интеграция естественных, социальных и гуманитарных наук приводит к становлению общенаучных направлений, н-р семиотика, системный подход, информатика, синергетика. Основные тенденции: 1.Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные хар-ки мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в Универсуме противоположных характеристик. 2.Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. 3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биоло-х объектов и уровней их орг-ии, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов(совместное и обусловленное сущ-ние ч-ка и природы), — это и есть глобальный эволюционизм. 4.Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). 5.Изменение хар-ра объекта исслед-я и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. В совр. методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом класс.науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. 6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений. 7.Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. В том, что философия как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизывает современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий естествоиспытатель. В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все ф-ции философии— онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др. 8.Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность совр. науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деят-ти. В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом науч.-технич-го прогресса становится матем-ое моделирование. 9.Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейсрабенд: «Все дозволено». В науке XXI в. все чаще говорят об эстетической стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концепциям. Красота — это не только отражение гармонии материального мира, но и красота теоретических построений. Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук. Характерная особенность постнеклассической науки— ее диа-лектизация — широкое применение диалектического метода в разных отраслях науч. познания. Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический х-р самого процесса познания. В науч. поиске наших дней все яснее обнаруживается постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам науч. дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

16.Антропокосмический поворот в современной науке и культуре. Принцип глобального эволюционизма. Человек как интегральный предмет исследований в постнеклассической науке. В конце 19в обнаружилась парадигмальная несовместимость класс.физики и биологии, т.к. биология активно утверждала идею развития (теория Дарвина о всеобщей изменчивости видов). Кл физика утверждала, что изолированная система необратимо смещается к равновесию. Только в посл. трети 20в произошла трансляция эволюционного подхода в физику, т.е. утвердилась идея универсальной эволюции всего существующего. Эта концепция глоб.эволюционизма утверждает: 1. вся вселенная – это развивающееся во времени природное целое, в кот. космический, химический, биологический и соц. типы эволюции приемственно и генетически связаны м\у собой. 2. Мировое целое развивается на повышении своей структурной организации 3. Новое возникает как рез-т отбора наиболее эффек-х форм, при этом каждый новый уровень орг-ции материи самоутверждается тогда, когда оказывается способным впитать весь предшествующий опыт развития.

На формир-е универс-го эволюционизма оказали 3 осн. концепции: 1. теория нестационарной вселенной 2.синергетика 3.теория биол-ой эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

«Теория нестационарной вселенной или теория раширяющейся вселенной»- утверждает идею космической эволюции, кот. противостоит неизменной вселенной(15-20 млрд.лет назад произошелбольшой взрыв, из некой точки сингулярности началось расширение Вселенной, кот. вначале была горячей и плотной, но по мере расширения охлаждалась, а возникающее в-во конденсировалось в Галактику, звезды,Зв.скопления. Это расширение продолжается по наст.момент, судьба этого расширения неизвестна, сценарий открыт. Если вселенная открытая система она постепенно будет охлождаться. Если влеленная закрытая система, то она будет расширятся и сжиматься. Вселенная находится в состоянии развития.В 20-30 гг. была развита концепция биосферы и ноосферы. Вернадский считал, что жизнь вечная составляющая Вселенной,как материя и энергия. С появлением жизни на Земле формир. Особая оболочка –биосфера, эта организованность возрастает и на опред. этапе возникает ч-к и формируется ноосфера- новая оболочка Земли, где гл.фактором эволюции яв-ся ч-к, кот.руковод. своим разумом («ноос»-разум).В теории Вернадского утверждается глоб. Эволюционизм живого, где неживое, живое и соц. связаны в единую цепь,ч-к продолжает эволюцию природы, т.е. природа породила ч-ка для продолжения эволюции. Антропный принцип утверждает неизбежное появление ч-ка во Вселенной. Рус. религ-я фил-я рубежа 19-20вв утверждает идею всеединства мира и идею значимой роли ч-ка в жизни универсума.В.С.Соловьев, П.А.Флоренский,С.Н.Булгаков,Н.А.Бердяев и др. и продолжают эти идеи рус.космизм Н.Ф.Федоров,К.Э,Циалковский,В.И.Вернадский. Общая идея: ч-к имеет общую миссию- возглавить мировой космич. процесс и ввести мир в подлинное гармоничное состояние. В 1973 году специалист по теории гравитации Б.Картер выдвинул антропный принцип- это научно сформированный принцип, кот. позволяет понять и интегрировать процессы происходящие во Вселенной. Антроп.принцип выражается в 2 утведждениях 1. сильный вариант –«Вселенная и следовательно фундаментальный хар-р от кот. она зависит д\б такой,чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось сущ-е наблюдателей. 2. слабый принцип- «то,что мы ожидаем наблюдать д\б ограничено условиями необходимыми для нашего существования,как наблюдателя». Антрп.принцип утверждает принципы коэволюции совместного и обусловленного существования ч-ка и природы,ч-ка и Вселенной. Антр.принцип ставит ч-ка в центр культуры, науч.исслед-й, фил-ии и он становится глобальным объектом исследования. В нач.20в. Н.И.Бердяев говорил:-«Мир-это макроантропос». Понять мир можно поняв ч-ка. Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального

17. Предмет философии науки. Виды научного знания: науки логико-математического цикла, естественные, общественные и гуманитарные науки. Философия науки – раздел философских знаний, изучающий всеобщие закономерности строения и развития науч. знания, методы его получения и обоснования. Философия науки зародилась в античности (Аристотель), затем занимался Бэкон, Декарт, Лейбциг. Расцвет – кон. 19 – 20 вв. Позитивизм. - фил-я, которая изучает только позитивные научные знания.

Критерии науч. знания: предмет. область, доказательность, системность, однозначно понимаемый язык, стремление ко всеобщему знанию, интерсубъективность.Виды научного знания:

1) Науки логико-математического цикла: евклидова геометрия, логика, теория информации. Харак-ся: высокий уровень абстракции оперируемых понятий (число, информация, смысл), изучение всеобщих стр-р и функцион. хар-к бытия (гл. об. математика), всеобщих зак-тей мыслит. деятельности – понятие, суждение, умозаключение (логика), теории инф-х процессов независимо от хар-ра информации (теория информации). Науки этого цикла имеют «прозрачные» методы доказательности.

2) Естественные науки – науки об закономерностях природных процессов. Отличительная черта – наличие экспериментальной базы.

3) Общественные науки – науки об объектив. закономерностях общественной жизни, использование экспериментальных методов ограничено, характеризуется высокой степенью необходимой изменчивости. Законы общ. наук носят вероятностный характер, не действуют жестко, часто хара-ся конечным временным интервалом. В общ. наук. нельзя пренебречь ценностными установками ученого, этическая ответ-ть за печатное слово, ясное осознание своих предрассудков, лояльный диалог с оппонентом, направленность на синтез.

4) Науки гуманитарного цикла – смысловые ценности, смысловые идеалы. В гуманитарных науках личностного начала избегать невозможно, от него зависит глубина и тонкость проникновения в чел. смыслы гуманитарные науки пересекаются с искусством и литературой.

18. Общие представления о структуре научного знания. Эмпирический, теоретический и метатеоретичекий уровни научного знания. Уровни науч.знания – это качественно различные по предмету, методам и ф-циям виды науч.знания, объединенные в единую систему, в рамках отдельной науч.дисциплины. Выделяют 3 уровня знания: 1. Эмпирический 2. теоретический 3. метотеоретический.

1. Эмпирический уровень науч.иссл-я: различают чувственный и эмпирический уровни. Чувст-е знание – фиксируют данные органов чувств выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях, т.е. сами по себе науч. не являются (звезда упала, цены выростли). Эмпирическое в отличие от чувственного есть элемент рационального науч.знания. Предложение будет считаться научным, если будет представлено в науч.языке и включено в науч. контекст. Эмпир-е знание – это знание низшего уровня, предполагает знание науч. теории, зыка, проблемы, использование науч. методов. Эмпир-е знание – понятийная модель чувственного знания. Эмпир. Знание состоит из 4 уровней: 1.Единичные эмпир. высказывания (протокольные предложения) точное время, место и какое-то событие, которые получены в рез-те единичного наблюдения. 2. Научный факт – индуктивное обобщение протоколов, утверждает отсутствие или наличие каких-либо событий, свойств, отношений и их интенсивность. Факты выражаются в графиках, диаграммах, таблицах. 3.Эмпирич. законы различных видов функциональные, причинные, структурные (например: все тела при нагревании расширяются, все металлы электропроводны). 4. Феноменологические теории – высшая форма эмпир.знания, когда создается логическая система, увязывающая эмпир.законы и факты (н-р: механика Кеплера). Эмпир. знание это низшая ступень рационального знания, это совоупность высказываний об эмпир.-х абстрактных объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств.

2. Теоретический уровень науч. исследования – теор.знания – уровень науч. знания м/у эмпирическим и метатеоретическим уровнями. В качестве предмета знания выступает множество идеальных объектов. Эти объекты конструируются мышлением на основе эмпирических объектов с помощью идеализации или вводятся по определению. Теор. Мир приобретает свой объективный статус, становится некой предметной данностью созданной нашим сознанием и имеет собственный потанцеал развития. Науч. теории надстраиваются над эпмирическим знанаием, для выполнения ф-ций понимания, объяснения и предсказания. Эмпир. -е и теор-е знанаие различаются по предмету. Эмпир. знание ориентируется на изучение явлений и фактов, а теория ориентируется на уровень сущностей, закономерностей изучаемых явлений. У них разные методы: эмпир. знание – наблюдение, эксперимент, описание, составление графиков, таблиц; теор.уровень – методы идеализации, мысленного эксперимента; аксиоматический метод, гипотетико-дидуктивный; восхождения от абстрактного к конкретному. Используются разные средства познания: эмпир. уровень – приборы, экспер.установки, др.мат. ср-ва, эпир.язык науки; теор.уровень – используется теор. Язык, который в чистой логике представляет реальные объекты, связи, отношения. Результаты различны: эмпир.уровень – факты и их обобщения, зависимости; теор. уровень – абстрактные теор.объекты (циклы, абсолют.величины- например:точка, идеальный газ и др.), а также науч. теории основой которых яв-ся фундаментальные законы или какие-то идеальные модели существования реальности. Т.о. эти уровни автономны, но с др.стороны они взаимосвязаны др. с др. Эмпир.исследования обнаруживают новые факты и зависимости и стимулируют теор. познание. Теория – новые теории способствуют развитию эмпир. иссл-й, которые позволяют открывать новые факты. 3. Метатеоретический уровень включает 3 основных компонента:

1. Идеалы и нормы науч.исследования – в них выражены представления о целях науч.деятельности и способах достижений этих целей. Имеют 2 аспекта: а) собственно познавательный аспект б) социальный аспект, отражает статус, роль науки в обществе. Основные формы идеалов и норм – это объяснения и описание объекта иссл-я; доказательность и обоснования знания; построения и организации знания. Идеалы и нормы науки историчны, хотя есть в них компонент, который яв-ся общим, неизменным, он позволяет отделить науку от др. видов знания, все остальное исторически изменчиво, предполагает корректировку. Нормы и идеалы изменяются в зависимости от науки: н-р совр.биология не может обойтись без идеи эволюции живого, в физике идея эволюции только начинает развиваться; в мат-кенеобязательным яв-ся эксперим.подтверждение, а в физике и биологии яв-ся обязательным.

2. Науч.картина мира – это некий образ понимания мира. Состав науч.картины мира: а)частнонаучная карт.мира – это совокупность господствующих в какой либо науке представлений о мире (н-р мир биологической, физической, психологической и т.д. реальности). Она дает представление о фундаментальном объекте, который изучает данная наука; о типологии изучаемых объектов, которые рассматривает; об общих закономерностях взаимодействия объектов; о пространственно-временной структуре реальности. б)общенауч. картина мира – это своеобразная, обобщенная картина предмета как такового, т.е. в общенауч. картине мира представлены наиболее важные системно-структурные хар-ки предмета науки в целом.

3.Философские обоснования науки – это совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные принципы науч.познания, это: - онтологические принципы, дающие понимание реальности как таковой; - гносеологические принципы: познаваем ли мир; - методологические принципы: как мир нужно познавать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: