объект – это то, на что направленовнимание исследователя.
В роли объекта могут выступать самые разные вещественные и идеальные явления – процессы, виды деятельности и действий, поведение людей, связи между явлениями, идеи, художественные произведения, законы, лексические
средства и пр.
На теоретическом уровне автор исследования имеет дело с объектами идеальными, абстрактными, то есть с их теоретическими
понятиями.
Во многих количественных исследованиях требуется репрезентативность выборки ее состав не должен отличаться от изучаемого универсума/популяции, объекты, входящие в выборку, должны не выбиваться из общего строя, быть типичными для изучаемой совокупности.
В качественном исследовании выбор не типичного, а именно уникального объекта зачастую не требует обоснования.
Цель – изучить жизненный путь публициста, историю становления издания и т. п. – требует защиты с точки зрения актуальности, но не связана с защитой представительности такого явления для всех остальных. «Качественники» чаще всего изучают свои объекты как уникальные, а «количественники» – как носители общих для изучаемой совокупности качеств.
|
|
Выбор объектов определяется видом, целями, задачами исследования:
1) объекты (в данном случае – вещательные каналы, издания) должны быть типичными для множества подобных, если ставится цель выявить тенденцию, то есть они должны быть типичными, не особенно выделяющимися в ряду подобных и при этом отражать состав последних, то есть быть в этом смысле репрезентативными;
2) несколько выбранных объектов могут представлять разные случаи: изучаемые их характеристики или протекающие в них процессы могут находиться в зачаточном, относительно развитом и высокоразвитом состоянии;
3) объекты могут быть и нетипичными, носителями интересующих исследователя качеств в их наиболее проявленном виде, если цель исследования, в данном случае качественного, – показать процесс в его развитом виде;
4) объекты будут единственными и неповторимыми в случаях, когда выбор пал на них именно в силу их уникальности – в силу того, что их исследование заполнит недостающую нишу в знаниях, объяснит через особый случай что-то важное для других.
Теперь можно приступить к системному анализу объекта.
Можно выделить такие ступени этого процесса:
1) определение границ системы, отделение ее от внешней среды (это и есть определение объекта);
2) составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных);
3) выявление сути целей системы;
4) анализ взаимосвязей элементов системы;
5) построение структуры системы;
6) установление функций системы и ее подсистем;
7) согласование целей системы и ее подсистем;
8) уточнение границ системы и каждой подсистемы;
9) анализ явлений эмерджентности (то есть системных свойств, возникающих в результате функционирования объекта в целом. – И. Ф.);
10) конструирование системной модели.