Психология денег

Кроме того, что деньги выполняют экономические функ­ции (обмена, накопления, платежа и т.д.), они играют важную роль в жизни человека, в формировании его психики.

Как показывают исследования, уже в 4—5-летние дети по­нимают назначение денег, знают, что с их помощью можно приобрести различные необходимые вещи. Как показывают психологические исследования, ощущение уровня благосос­тояния семьи оказывает непосредственное влияние на форми­рование самосознания, направленность и профессиональный выбор человека.

Отношение к деньгам зависит от уровня благосостояния общества в целом.

Анализ происшедших за последние годы изменений пока­зывает, что развитие рыночных отношений, бизнеса и предпри­нимательства в России привело к значительным изменениям в психологии отношения к деньгам. Говоря о развитии рыночных отношений в России в 90-е годы минувшего века, многие сету­ют на то, что деньги стали занимать слишком большое место в сознании людей, став основным смыслом и целью их жизни.

В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося не­мецкого социолога Макса Вебера, который говорил, что обще­ство развивается от «политически или спекулятивно ориенти­рованного авантюристического капитализма» к рациональному буржуазному предпринимательству и рациональной организа­ции труда. Иначе говоря, формируется общество, в котором деньги из цели превращаются в средство.

Эта мысль Вебера нашла эмпирическую проверку. Англий­ский экономист Р.Лини обобщил материалы нескольких авто­ров и обнаружил:

1) положительную корреляцию между ценностным отно­шением к деньгам и экономическим ростом страны (чем боль­ше экономический рост, тем больше ценность денег);

2) отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег).

Проблемы распределения доходов связаны не только с их уровнем, но и с психологическими установками конкретного потребителя. Каждому известны экономные представители че­ловечества и люди, склонные транжирить получаемые деньги.

В этой связи уместно предположить, что в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, их можно разделить на оп­ределенные группы или типы.

Американский исследователь Н.Форман описал пять нев­ротических типов, подразделяемых в зависимости от отноше­ния к деньгам.

1. Скряга копит деньги, стараясь не показать свою ску­пость, ужасно боится потерять свои сбережения. Такие люди склонны к недоверчивости, однако они не умеют получать удо­вольствие от тех благ, которые можно приобрести за деньги.

2. Расточитель — тратит деньги бесконтрольно, особенно ко­гда бывает в подавленном настроении или считает себя отвергну­тым. Потратив деньги, он сразу испытывает удовлетворение, но это чувство недолговечно и часто сменяется чувством вины.

3. Магнат — полностью поглощен умножением своего со­стояния, считая, что это лучший способ достижения высокого статуса и получения одобрения. Такие люди утверждают, что, чем больше у них денег, тем лучше они смогут управлять своим миром и тем счастливее станут.

4. Охотник за скидками — ищет распродажи со скидкой, торгуется и покупает даже ненужные вещи, потому что приоб­ретения, сделанные по сниженной цене, дают ему чувство пре­восходства над другими. Он испытывает депрессивные чувст­ва, если ему не удается получить скидку.

5. Азартный игрок — ощущает душевный подъем, когда рис­кует, и всегда надеется на выигрыш. Таким людям обычно труд­но остановиться, даже если они проигрывают, поскольку выиг­рыш дает им ощущение всемогущества.

Зачастую отношение к деньгам приобретает характер бо­лезни. Среди психологических расстройств, связанных с мате­риальными ценностями, можно упомянуть атефобию (боязнь разорения), гарпаксофобию (боязнь стать жертвой грабителей), пениафобия (боязнь бедности), аурофобия (боязнь золота).

Всякое болезненное состояние высвечивает крайнее, чрез­мерно заостренное состояние человеческой психики, но и у вполне нормальных людей могут быть аналогичные, хотя ме­нее выраженные и менее болезненные проявления отношения к деньгам. На отношение к деньгам и на стиль их расходования непо­средственное влияние оказывает представление людей об их будущем. Уверенность потребителя в будущем оказывает пря­мое воздействие на расходование потребителем средств. Мно­гие потребители испытывают сомнения по поводу того, как сложится их будущее, а также будущее страны, в которой они живут, эта обеспокоенность линейно связана с тем, как они распоряжаются своими доходами. Когда потребитель пессими­стически оценивает как свои личные перспективы, так и со­стояние экономики, то он склонен сокращать свои расходы. При оптимистической оценке будущего потребитель активи­зирует приобретение товаров длительного пользования и стре­мится чаще брать кредиты. Кстати сказать, сегодня в нашем потребительском обществе можно смело выделять группу кредитофобов и кредитофилов. Оглянитесь вокруг, понаблюдайте за потребительским поведением своих знакомых, и вы, пожа­луй, сможете отнести их к той или другой группе.

При каких условиях люди готовы копить?

Первое из условий — более или менее оптимистическое представление о будущем страны, в которой ты живешь.

Второе условие, необходимое для сбережений, — это некая стабильность, ощущение стабильности институтов. Для того чтобы вложить деньги в банк или пенсионный фонд, человек должен предполагать, что к тому времени, когда он захочет за­брать свои деньги, эта организация еще будет существовать.

Еще одно необходимое условие сбережений — представле­ние о длительности жизни. Собственно говоря, зачем отклады­вать деньги, если ты умрешь сегодня или завтра? Деньги имеет смысл откладывать и копить только в том случае, если лично ты или твои дети, представители твоего рода будут жить долго.

Исследования показывают, что для тех, кто склонен делать накопления, характерна более высокая самооценка, большая уверенность в себе. Парадоксальным образом получается, что именно те, кто больше других боится потерять работу, опасает­ся, что их выгонят, меньше склонны накапливать. Казалось бы, постарайся накопить хотя бы сейчас, когда ты еще можешь заработать, пока тебе еще везет и тебя еще не выгнали. И, на­против, если ты уверен в завтрашнем дне, то зачем тебе делать сбережения? Ведь ты и завтра заработаешь. Но получается со­вершенно наоборот. Люди, чувствующие себя более адаптиро­ванными, более уверенными, как раз и занимаются накопи­тельством. А люди, которые чувствуют себя неуверенными, в массе своей пренебрегают этим. По-видимому, этот страх на­столько велик, что ограниченные возможности по самозащите посредством накопления им представляются не очень серьез­ными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: