Конституция РФ предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ принимать законы в пределах их компетенции. Эти законы действуют в пределах границ соответствующего субъекта РФ. Субъекты РФ не вправе принимать законы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ: 1)внешнеэкономические отношения РФ; 2) федеральная государственная собственность и управление ею; 3) установления федерального бюджета и т. д.
В случае принятия субъектом РФ закона вне пределов его компетенции законы РФ и субъектов РФ
вступают между собой в противоречие, т. е. возникают коллизии норм права.
В этом случае всегда действует общее правило разрешения таких споров: федеральные законы обладают наивысшей силой по отношению к законам субъектов РФ, что обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории и верховенство федерального законодательства.
В случае противоречия между федеральным законом и нпа субъекта РФ, изданным по вопросам самостоятельного ведения субъекта, действует нпа субъекта РФ.
|
|
В случае возникновения более сложной коллизии между правовыми актами РФ и актами субъекта РФ она разрешается Конституционным Судом РФ. Коллизии между законами субъектов РФ и федеральным законодательством могут быть:
1) о противоречии нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ федеральному законодательству;
2) о пределах компетенции принявшего нормативный акт органа власти.
Конституционный Суд РФ рассматривает споры о компетенции органов власти субъектов РФ с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленными Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Конституционный Суд РФ может вынести следующие решения:
1) подтвердить полномочие соответствующего органа государственной власти субъекта РФ на издание спорного акта или совершение спорного юридического действия;
2) подтвердить отсутствие соответствующих полномочий данного органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
В первом случае спорный акт продолжает свое действие и признается принятым в пределах компетенции органа власти. В случае признания акта органа власти субъекта РФ не соответствующим федеральному законодательству он утрачивает свою юридическую силу и прекращает действовать. В этом случае применению подлежат нормы федеральных законов, регулирующие спорные правоотношения. Если же соответствующих федеральных нормативных актов нет, то применяется ранее действующее законодательство РФ или РСФСР либо аналогия закона.
|
|
Если Конституционным Судом РФ признаны несоответствующими Конституции РФ закон субъекта РФ, договор субъекта РФ или отдельные их положения, это влечет за собой их непременное признание недействительными и не подлежащими применению, отмену органами государственной власти других субъектов РФ актов, принятых на основе положений, признанных неконституционными. В связи с этим все правовые последствия, возникшие в результате применения неконституционных нормативных актов субъектов РФ, отменяются и восстанавливается положение субъектов правоотношений в первоначальном их виде.