Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно. Поэтому обращаем ваше вниманиена очень важные моменты в создании аргументирующей речи.
Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует
1. Выяснить:
· действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;
· имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.
2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.
Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.
3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).
|
|
5. Не подменять аргументы своим мнением.
6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.
7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.
В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувствупатриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.
Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.