Существуют различные подходы к описанию переговоров:
· по сфере деятельности;
· по цели;
· по характеру взаимоотношений между сторонами.
В зависимости от сферы деятельности, в которой ведутся переговоры, они могут быть дипломатическими, политическими, экономическими, военными, производственно-техническими, торговыми, административными и др.
Переговоры различают по цели, которую ставят перед собой их участники. По этому основанию можно выделить следующие виды переговоров:
о заключении соглашения, договора; о продлении действующих договоренностей; о координации совместных действий; об изменении в договоре, перераспределении взаимных обязательств; о выполнении соглашений; о нормализации отношений, снятии конфликтных моментов; для успокоения оппонентов при затягивании решения проблемы; для привлечении внимания общественности к обсуждаемым вопросам.
По характеру взаимоотношений между сторонами выделяют три вида переговоров с условными названиями:
· партнерские (участники переговоров — партнеры, работают в условиях сотрудничества);
|
|
· конкурентные (участники переговоров — конкуренты, соперники, борются за получение больших выгод, преимуществ);
· конфронтационные (участники переговоров находятся в конфликтных отношениях).
Как видим, существует большое разнообразие переговоров, и все же между ними есть то общее, что необходимо учитывать в практической деятельности.
Рассмотрим важнейшие особенности переговоров.