1. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку:
Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
2. Отработка навыка чтения.
– Сможете ли вы прочитать шуточное стихотворение М. Яснова?
– Прочтите целыми словами:
В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом …
Мы с ними в чудетство скорее войдём –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
– Объясните значение выделенных слов.
3. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Рассмотрите иллюстрации к нему. Как вы думаете, о ком это произведение?
Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».
4. Анализ произведения.
– О чём это произведение?
– Что делали ребята, заметив гнездо птиц?
– Как ребята наблюдали за птицей?
– Что происходило, когда птица покидала гнездо?
– Когда ребята испытывали радость?
– Как вы относитесь к поступкам ребят?
– Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?
– Можно ли шалость детей считать просто помехой?
– Прочтите зашифрованные слова:
цасини (синица) казорь (зорька)
хвостгокари (горихвостка) лубьго (голубь)
ровобей (воробей) трягузсока (трясогузка)
– Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называют нашими друзьями?
5. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника (часть 2).
– Прочтите быстро, целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чём просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!».
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?