Эсхил. Прометей прикованный

Герой трагедии всегда благородный человек, даже идеальный (короли и цари)

Зритель может сопереживать только герою, такому же, как он сам. А в глубине души, каждый считает себя точкой отсчета. И каким бы несовершенным был человек, он все равно считает себя правым. И если у него выходит что-то не правильно, то это враги, мешающие совершить ему правильное намерение. Тут реализовывается простая детская психология. Ребенок, рассматривая книжку с картинками, выбирает самых красивых и лучших и говорит - вот это я. Взрослый мыслит так же. И что бы зритель страдал, нужно чтоб на сцене находился идеальный человек, с которым смог бы отождествить себя зритель.

Прометей – это титан (титаны и титаниты порождение докосмического устройства, такие как Гея(земля), Океан, Уран, Хронус). Зевс – порождение титанов. Он условно племянник Прометея. Прометей украл с Олимпа божественный огонь, огонь знания. В греческой мифологии именно Прометей сделал человека человеком. До этого человек жил, как животное. Прометей научил его приготовлению пищи на огне, врачеванию, строительству, земледелию, разведению скота. Все знания, что получил человек, он получил от Прометея. Прометей является и носителем и воплощением знания, которое он даровал человеку.

Герой трагедии совершает некое действо, которое призвано улучшить состояние дел в мире. Это действие может быть только благородным, но оно имеет свои отрицательные, даже преступные стороны. В этом парадоксальность и двойственность действия, совершаемого героем трагедии. Он одновременно и герой и преступник. Но если бы это был обычный человек, то отождествления у зрителя с ним не произошло бы и история оказалась бы мелкой. Мир очень гармоничен и даже Боги полную гармонию мира не осознают. В греческой мифологии есть 3 богини- Мойры (одна сучит нить, другая вплетает ее в ткань, а третья обрезает эту нить). Эта нить и есть человеческая жизнь. И если нить в какой то момент окажется гнилая, то ткань начинает рваться.

(15.30)

Человеку никогда не дана полнота картины мира, ему кажется, что он знает. И основываясь на это знание, он совершает поступок. Но человек есть часть мира и ему не дано в полной мере просчитать последствие своего действия. Поэтому преступником он становится поневоле.

Что касается Прометея, то его знание полное, потому что он носитель знания. И поэтому его опасается Зевс. Он приказывает приковать Прометея к скале и насылает на него проклятье. Каждый день к нему прилетает орел, который выклевывает печень Прометея, за ночь она вырастает заново и все повторяется.

Греки считали, печень это самый загадочный орган. Зачем он нужен? Неслучайно всякие гадания жрецами осуществлялись по печени. У жертвенного животного вынималась печень, и делалось предсказание. Они считали, что это средоточие жизненных сил. А у Прометея сосредотачивается в печени знание, которое он носит. Поэтому наказание очень точное. А орел это один из образов самого Зевса. Зевс не знает того, что знает Прометей.

Герой трагедии всегда человек свободный и действия, которые он совершает, он совершает свободно. Это для героя не безвыходная, тупиковая ситуация. Это уже тогда не трагедия, а несчастный случай. Трагедия существует, если только человек действует самостоятельно. В этом и заключается смысл трагического. Выбор пути герой трагедии делает свободно. Он очень умный и с мощным интеллектом. И совершая поступок, он понимает какие могут быть последствия и принимает за них на себя ответственность.

Прометей – носитель знания. Ему известно будущее. Он знает что он совершит и какое наказание за этим последует. Знает он и о том, что придет человек- герой, который освободит его. Но он идет на этот поступок, потому что понимает необходимость его.

В результате собственного страдания, герой трагедии получает новое знание о мире. Переходит на новую ступень восприятия мира и это вызывает в человеке - зрителе катарсис, удовольствие. В этом смысле у трагедии всегда хороший финал. Во-первых, не всегда трагедия заканчивается гибелью героя. Но самое главное, что в конце всегда зритель получает катарсис.

Прометей на собственной шкуре понимает цену мирозданию и порядку Зевса.

Это страдание есть результат его конфликта с Богом.

Герой трагедии всегда вступает в конфликт с Богом.

Герой драмы вступает в конфликт с человеком.

Что бы вступить в конфликт с Богом в него надо верить. Поэтому трагедия появляется в 5 в. до н.э. и в 17 веке уже европейской культуры.

Сегодня трагедию не ставят или она превращена в драму. Она уже не трагедия.

Сегодня катарсиса не бывает у зрителей. Иногда даже нет взаимодействия зрителя и спектакля (это есть еще у Фоменок в какой-то степени). Катарсис это чувство соучастия, сопричастности, сострадания.

11. Трагический герой Софокла

События в Царе Эдипе - это были предлагаемые обстоятельства (предыстория)пьесы Антигона, хотя автор напишет Эдипа позже Антигоны.

Эта пьеса уникальна. В ней 2 Агона. Агон это монолог главного героя, к котором он раскрывает все свои намерения. В этой пьесе 2 трагических героя –Креонт и Антигона. До определенного момента зритель должен переживать за обоих, потому что оба правы. В том то и трагедия, что все происходит среди хороших людей. Иначе бы трагедия обесценилась. Креонт издает указ запрещающий предавать тело Поленика земле (потому что он начал гражданскую войну и чуть не истребил город, подобно сфинксу). Решение Креонта благородно, бескорыстно. Это не личная прихоть.

В любом обществе формировались законы, именно они делают народ народом. Из-за того, что у нас законы сами по себе, а жизнь сама по себе, русский человек лишен гражданского сознания. А римляне молодцы. Они относились к этому очень ответственно. Там решение принимали 2 человека. И если один против закон не принимался.

Закон охраняет меня от меня.

В Риме по улице ходили судьи с охранниками и оружием, и закон вершился на месте. Поэтому никто не воровал.

В Греции это было начало процесса воспитания гражданственности

Когда в город приходит Антигона, она нарушает указ Креонта, придает тело брата земле и становится преступницей. Она говорит о неписаных законах. Человеческие законы приходят в противоречие с законами божественными. Вот основа для трагедии. Зритель не может выбрать одного героя и сочувствовать ему. Они сочувствуют обоим.

Креонт велит заточить Антигону в семейный склеп. Раз ей так важно соблюдать законы божественные и мертвые должны быть с мертвыми. Но она то живая и тут она стоит перед вопросом о самоубийства. Идеальная ситуация трагедии. Антигона вешается на своем брачном поясе. Вопрос: почему она героиня трагедии? Самоубийство у всех народов это грех. Нить может обрезать только Мойра.

Гамлет после тронной речи дяди, в своем первом монологе говорит о самоубийстве. Почему герои трагедии зная что это грех, рассуждают о самоубийстве?

Вопрос о самоубийстве в трагедии это впрямую вопрос о вере в Бога.

Если Бог есть, то почему мир такой мерзкий? Если Бога нет, то можно запросто покончить с собой. Ответа нет…

Гамлет мучается по этому вопросу всю пьесу, от этого ответа зависит его логика действий.

Трагедия, как жанр возможна только в религиозном обществе.

Любая трагедия имеет всегда катарсис, всегда хороший финал. В чем хороший финал для зрителя? Он видит что в жизни и смерти каждого персонажа действует неуклонная логика и каждый является жертвой своих собственных усилий. Смерть каждого является зеркальным отражением его жизни. Умирает, как жил. Все абсолютно закономерно и это подводит нас к мысли, что Бог есть.

Если же Бога нет, тогда все вообще заканчивается хорошо. Гамлет имел непреклонное желание не стать преступником и в конце он стал им по одной причине, значит у мира есть шанс. Норма это Гамлет все остальное это не норма.

Герой трагедии поступает осознано и понимает последствия поступков. Креонт придумал сам отправить Антигону в склеп, его никто не принуждал. И своим поступком он нарушает закон и людской и Божественный. Не может находиться живая душа среди мертвых. И с этого момента Креонт становится преступником. Невольным преступником. С этого момента он не вызывает у нас сострадания. Антигона совершает самоубийство осознанно, но она предпочитает божественный закон. Она вешается не от отчаяния и не потому что у нее нет выхода, потому что она возвращает, нарушенный Креонтом порядок вещей. Потому что она своей живой душой в склепе оскверняет ход вещей. Это у греков незыблемо! И она у нас вызывает сочувствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: