Комедия дель-арте профессиональный народный театр эпохи Возрождения

Но параллельно с этим процессом возникает театр комедии Дель-арте. Там тоже нет пьесы. Площадка такая же (4х6) Это похоже на барельеф. Актер возвышается над зрителем и у него нет глубины сцены. Основными жанрами эпохи возрождения являются портреты. В этот момент интерес проявляется к человеку, а не к изображению мира (Мир будет таким, каким сделает его человек). Мы привыкли что у сцены есть глубина, что у пьесы есть сюжет, что характер персонажа является частью действия сюжета. Вся драматургия ренессансная строится на раскрытии характера персонажа. Все интриги пьесы направлены на раскрытие личности. Если режиссер занимается построением сюжета, но тогда мысли обнаруживается на 2 копейки. Дело не в сюжете. Интерес в том, что внутри человека. В театре 19 века много и охотно играли Мольера. В 20 веке его тоже играют, но чаще всего он не получается. Мольер отдает основное поле для действия актеру. Там сюжеты плевые.

В искусстве ренессансном важен человек, а не фон. Классицизм пытается уравновесить эти проблемы. На картинах Пуссена «Похищение Сабинянок». Мы видим и общую картину, но при этом у нас не теряется человек. Просто поставить режиссеру историю со сложным сюжетом. Который нужно рассказать. В Гамлете сложный сюжет, его ставят. В Отелло простой сюжет его не ставят. Нет актера на Отелло ставить невозможно. А вот Гамлета без Гамлета можно поставить. Театр рождается из соединения сценического искусства. Которое имеет свою традицию еще из средних веков(народный театр, бродячие труппы – низовая традиция). И когда уже имеется текст, который понимает каждый житель, тогда появляется театр.

В Италии этот процесс разведен. Актерское ис-во само по себе (не соединилось с драматургией)Народ латыни не понимал. Поэтому комедия дель арте просуществовала на протяжении 16, 17, 18 века

В Европе процесс формирования театра профессионального происходит в конце 16, в 17 веке. А в Италии письменная драматургия появляется только во 2 половине 18 века. И первым итальянским драматургом, который соединит высокую литературу и сценическое искусство станет Карло Гольдони.

Во 2 половине 16 века появляется театр комедии дель-арте ( профессиональный, ремесленный театр. Арте- ремесло). Это был первый проф. Театр в Европе. Люди жили только на заработок от своего ремесла. Начинается складываться актерская профессия. Этот театр оказал огромное влияние на формирование театра во всей Европе. Это был странствующий театр. Кочующий из страны в страну. В 70 годах Англии в Лондоне при дворе Елизаветы играли итальянские актеры. Описание такого спектакля есть в «Гамлете». Актеры разыгрывающие сперва сюжет в пантомиме – прием театра комедии дель-арте.

В 72 году другая уже труппа находилась в Париже. И присутствовала при Варфоломеевской ночи. В начале 17 века они уже гастролируют по Германии. В это время там шла тридцатилетняя война. В начале 18 века труппы комедии дель-арте добираются до России. Они выступали при Анне Иоанновне в Москве.

Основные признаки комедии дель-арте:

1. Актеры играют в масках. Они выбирают одну и играют в ней всю жизнь. Маска предполагала устойчивый костюм. Грим, обувь¸ головной убор. Каждая маска говорит на определенном диалекте. До 20 века это диалектальный театр (Эдуардо де Филиппо – неаполитанский диалект. Многие вещи там понятны только неаполитанцам).

2. Актеры импровизировали действие во время спектакля. Пьесы написанной не было. Основу для импровизации составляла маска и подробнейшим образом оговоренный сценарий действия. Этот сценарий приносил Капокомико, актер стоявший во главе труппы. Это самый грамотный и талантливый человек в труппе. Он должен найти пьесу. Сюжеты заимствовались из итальянских новелл эпохи возрождения. Сюжет дробился на эпизоды и выстраивался событийно. Во время представления за кулисой находился листок – канаваччо(канва), там было подробно описан каждый эпизод, кто с чем пришел, кто чего хочет и с чем они должны уйти.Капокомико должен представлять театр во вне. Он вел переговоры с властями тех городов, где они работают (налог, условия, кол-во представлений). В репертуаре было 2-3 названия. Он был и администратор и режиссер и завхоз и актер. Театр формируясь в тот момент очень точно определяет видовые свойства театральной труппы. Театральная труппа является моделью современного общества. Это закон. В ней всегда есть классическое соотношение мужчин и женщин 1 к 4. Труппа из 12 актеров имела 3 женщин (молодая. Среднего возраста, старуха; блондинка. Брюнетка, рыжая; толстая, тонкая, средняя). Каждый участник труппы выражал определенную грань современного мира. Актер играл только определенные роли и другие играть не может. Личность актера очень влияла на характер репертуара. Если кто-то выбывал из труппы, ему искали подходящую замену. Труппа строится по монархическому принципу, потому что она отражала монархическую модель общества.

В 17 веке во Франции в труппе Мольера складывается новое понятие – театральное амплуа. Это тоньше чем маска. Потому что амплуа имеет дело с психологической индивидуальностью исполнителя. Но это все равно происходит от маски. Маска – влюбленная. Актриса играет образ какой ни будь Изабеллы. И она уточняет маску своей индивидуальностью. И Изабеллы в разных труппах не похожи друг на друга, хотя имеют одно название – влюбленная маска

Итальянцы любили гастролировать во Франции во времена Мольера и со временем даже осели там. и такой осевший театр назвали Комедии-итальяно. Во главе этого театра стоял актер, игравший Арлекина Доменико Бьянко Лелле. С этой труппой постоянно соперничала Мольеровская труппа. Когда он написал пьесу «Донжуан или каменный гость», для привлечения зрителя. Был написан такой слоган: «Знаменитый каменный пир, знаменитый на весь мир. Который шел у Бьянко Лелле, пойдет и у нас на этой неделе». Бьянко Лелле – была марка. Его любили придворные и король. И после смерти Мольера итальянцы поняли, что ушел их главный враг, они стали играть на французском языке. Французские актеры очень изумились и написали петицию королю и от труппы Комеди Франсез пошел к королю Мишель БарОн –прямой ученик Мольера, первый актер –герой любовник (у Булгакова он описан).Он требовал позволить играть по французски только их театру. Бьянко Лелле был в маске Арлекина и молчал. После речи Барона, Арлекин наклонился в поклоне и спросил – на каком языке вы хотите, чтобы я говорил с вами, сир? Король рассмеялся и сказал – говори на каком хочешь…. И итальянцы перешли на французский. Была война между театрами. В 18 веке для старика уже Бьянко Лелле писал пьесы французский драматург МаривО. Он писал под актеров. Бьянко Лелле умирает и начинают искать замену Арлекину. Не могут, потому что классический Арлекин – это слуга малохольный простак. Очень рассеянный. Вместе с другим слугой Бригеллой, они составляют такую тормозящую пару. Но Бригелла умный энергичный, злой с палкой ходит, всех бьет. Арлекин все делает невпопад. Это как тормоз и газ. Когда они вместе действие останавливается. Они ничего не могут сделать совместно. Бригелла всегда в чистом в белом. Он ворует, у него есть деньги. А у Арлекина никогда нет денег у него кругом заплаты. Это классический Арлекин 16 века. В 17 веке заплаты приобретут вид разноцветных ромбиков. 33.37

Наконец Бьянко Лелле нашли замену. Но этот итальянец был не совсем простак. Он был хитроватый простак. Вмешалась краска личности актера. Это начинало менять сюжет. Типаж уже другой. Он был наполовину Бригелла. Излишне энергичен, сразу видел свою выгоду. И труппа продолжала искать актера на роль прежнего Арлекина простака. К этому моменту ушел актер играющий роль Бригеллы и Арлекин этот вот деятельный начинает выполнять в сюжете функцию Бригеллы. Потом они нашли одного француза, его звали Пьеро. Но у него была другая краска личности. Он был очень меланхоличен. Он был не простак, а меланхолик – мечтатель. Так появился в труппе образ Пьеро. Так тяжело труппы ищут замену уходящим актерам и найти такую же индивидуальность практически не возможно и каждый привносит что-то свое личное. Личность влияет на маску и маска получает другое имя. Поэтому появляется много имен у одного и того же персонажа. Арлекина могут звать Труфальдино, но это уже все – таки другой немного характер. Тоже слуга, но другой.

Амплуа более тонкая вещь, и в большей степени, чем маски ориентированы на психологическую и социальную составляющую образа. Поэтому появляется - герой, героиня, инженю, субретка, благородная мать, благородный отец, интриган. Амплуа с одной стороны более конкретное, чем маска. А с другой стороны более общее. Героиня может быть не обязательно влюбленная, а в комедии дель-арте она всегда влюбленная. А в театре 17 века она может быть девушка, которая морочит голову. В масках сразу заложено действие. В амплуа нет заданного действия.

Труппы в России набирались на пьесу «Горе от ума». Там есть все основные амплуа. Которые сложились в Европе.(от 12 до 16 актеров). В малом театре во времена Щепкина в труппе было 16 актеров. 2 составов не было. Актрисы не играли возрастных ролей. Старух играли мужчины. А девушки выйдя из героического возраста покидали театр. Во 2 половины 18 века уже были актрисы, которые с молоду играли старух и острохарактерные роли (Ольга Садовская). Ермолова первая актриса, которая попыталась перейти на другое амплуа. Правда это случилось через паузу. Она ушла из театра, потом вернулась.

Суть актерского существования в отражении своего собственного я. Система театральных амплуа будет разрушено в режиссерском театре в конце 19 века. Виновата в этом будет новая структура общества, а не режиссеры. Сломалась монархическая модель общества и возникло демократическое общество. Теперь все ровны. Труппы увеличивается. Каждый актер может играть, что хочет.

Все итальянские драматурги и режиссеры выходили из актерской среды. Эдуардо де Филиппо был капокомико. И складывается семейная преемственность профессии. Дети актеров жили в кулисах. В 60 годах в театре Вахтангова труппа Эдуардо де Филиппо играла спектакль «Великая магия» и во время представления Де Филиппо говорит: А сейчас актер Х вернется на место и произнесет реплику правильно…

Когда приехал Стреллевский спектакль «Слуга двух господ». Они как в монастыре. Каждый четко выполняет свои функции. Мы порой удивляемся тому. Что является нормой.

Русский театр создавался сверху. От этого много трудностей у нас. Это хорошо понимали императоры. Неслучайно в Михайловском театре все время играла французская труппа, которую выписали в Россию. Это сделалось для того, чтоб русские артисты научились, как должен осуществляться спектакль. Дисциплина, порядок. Отношение к профессии…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: