Институциональная экономика определила, что главное направление государства состоит в том, чтобы поддерживать в обществе порядок с наименьшими трансакционными издержками. Для этого предусматривается создание такого механизма, который мог бы поддерживать в обществе состояние своеобразного «status quo». В рамках институциональной теории «status quo» - это действующая система формальных правил, которые согласуются с неформальными нормами, и определяющая такое соотношение интересов различных сторон (государства и индивидов), которое обеспечивает экономической системе устойчивое и наиболее эффективное развитие.
Под интересами государства понимается стремление к выполнению специального контракта, наилучшим образом выражающего интересы всех социальных групп, отдельных индивидов (в том числе и государственных чиновников).
Под интересами отдельных индивидов понимается их личная выгода.
Рассмотрим несколько примеров из механизма достижения в обществе «status quo»:
|
|
Государство не в состоянии одним решением отменить «неугодные ему» неформальные правила, например, выдавать заработную плату в конвертах, выплачивать огромные «бонусы» по оплате управленцев, когда искажается картина адекватной оплаты труда работника со стороны работодателя и к тому же укрывается от уплаты часть налогов. В этом случае государство не может отменить ряд условий, порождающих эту систему, например, по установлению МРОТ. Оно может в данном случае принимать ряд мер по торможению развития выплат таким образом: повышая МРОТ, санкционируя определенные размеры оплаты работ управленцев по более высоким ставкам и т.д.
Самым радикальным способом достижения «status quo» является принятие нового закона и изменение формальных правил по институту оплаты труда (в том числе МРОТ). В этом случае изменится норматив оплаты труда, он может повыситься для большинства работающих по найму, но может снизить величину прибылей для работодателей.
Следует рассмотреть вопрос о том, что мешает государству установить «status quo» в обществе?
Рис. 7.1. Установление нового «status quo» в обществе
Появление государства становится возможным только после того, как в обществе будет заключен своеобразный социальный контракт - граждане добровольно передают государству часть своих прав в расчете на то, что оно обеспечит их защиту намного эффективнее, чем они это сделают сами, в частности при охране порядка Опыт убеждает, что люди соглашаются терпеть принуждение государства в том случае, если конечные результаты такого обмена совпадают с их личными интересами. Если эти интересы не совпадают, то возможно возникновение протеста людей против существующей системы, который может выражаться в нарушении существующих правил как отдельными гражданами, так и целыми группами.
|
|
В неоинституциональной экономике выделяют в этом случае группу «потенциальных нарушителей» - врагов государства, которая может и не нарушать правил, но уклоняться от выполнения договора. В связи с этим возникает «проблема безбилетника». Дело в том, что у индивидов разные вкусы и предпочтения. При заключении договора акцент делается на экономию издержек от закрепления и реализации прав для всех граждан. Одна группа соблюдает соглашение, а другая - нет. Поэтому нельзя утверждать, что ресурсы будут распределяться в соответствии с интересами всех индивидуумов. Кто-то не получит оптимальной выгоды в результате допущенных несоблюдений договора, установленного для всех. При несоблюдении частью граждан договора они будут «безбилетниками» при тех, кто его выполнял. Пример «безбилетника» - отказ от оплаты проезда в общественном транспорте.