Бюджетный процесс, его организация

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.

Участники бюджетного процесса в Российской Федерации представлены на рисунке

Президент Российской Федерации
Министерство финансов РФ
Правительство РФ
Счетная палата РФ
Федеральное казначейство
ГД Федерального собрания РФ
Совет Федерации Фед. собр. РФ
Фед. служба финн.-бюд. надзора
Органы управления гос. внебюджет. фондами
Центральный банк РФ
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета
Главные распорядители бюджетных средств
Главные администраторы доходов бюджета
Администраторы источников финансирования дефицита бюджета
Администраторы доходов бюджета
Распорядители бюджетных средств
Получатели бюджетных средств


В России бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы состоит из четырех стадий (этапов):

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

Этап I. Составление проекта бюджета. 1 ноября 2013 – 1 октября 2014. Начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе составляется прогноз социально-экономического развития государства, определяются основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основные методы и направления покрытия дефицита бюджета, долговая политика государства, а также распределение бюджетных ассигнований, утверждаются основные направления налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Подготавливаются проекты бюджетов.

Этап II. Рассмотрение и утверждение бюджета. 1 октября 2014 — 1 декабря 2014. В рамках данного этапа подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации соответственно. Рассмотрение проходит в трех чтениях, в результате согласования всех спорных вопросов проекты бюджетов утверждаются и после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направляются на подпись Президенту Российской Федерации. Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.

Этап III. Исполнение бюджета. 1 января 2014 – 31 декабря 2014. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации. Исполнение бюджетов организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджеты исполняются по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.

Этап IV. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. 1 апреля 2014 – 1 октября 2015. На данном этапе проводится подготовка и составление участниками бюджетного процесса отчетности об исполнении бюджетов. По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджетов, направляемая для проверки в органы государственного финансового контроля, а затем на рассмотрение и утверждение в законодательные и представительные органы.

Исполнение бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов начинается после утверждения закона о бюджете и законов о соответствующих фондах.

Осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей бюджета. Задачи исполнения бюджета - обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

6. Виды и классификация ценных бумаг.

В ГК рф в ст. 142 дается юридическое определение ц/б - как доку­мента установленной формы и реквизитов, к-рый удостоверяет преимущественные права, осущ-ние и передача к-рых возможно при предъявлении.

На учетном рынке обращаются краткосрочные ц/б (срок обраще­ния до 1 года) и долгосрочные (больше 1 года).

Все разнообразие ц/б м. разделить на 3 группы (1 вариант):

1. Основные представлены акциями и облигациями..

АКЦИИ м/б промышленных, торговых, транспортных и др. компаний, банков, бирж, инвестиционных компаний и фондов;

ОБЛИГАЦИИ м/б гос-ные, корпоративные, муниципальные;

2. Вспомогательные представлены векселями, чеками, сертифика­тами.

3. Производные: варранты, опционы, фьючерсы, преимущественные права приобретения, приватизационные чеки.

По критерию эмитента выделяют гос-ные и корпоративные ц/б.

Государственные ц/б строятся на отношениях займа, а корпора­тивные в зависимости от цели их выпуска могут представлять как отношения собственности так и отношение займа.

К гос-ным ц/б относятся долговые обяз-ва центрального прави­тельства, органов местного самоуправления и долговые обяз-­ства п/п-тий и организаций пользующихся гос-ной гарантией.

По признаку обращаемости гос. ц/б делятся:

1.Рыночные обяз-ства могут свободно продаваться и поку­паться на открытом рынке. По срокам погашения они подразделя­ются на текущие, краткосрочные и долгосрочные обязательства.

2.Нерыночные

Корпоративные ц/б выпускаются п/п-ями и организациями с целью финансирования производственной деят-ти и получения дополни­тельного дохода.

2 вариант классификации ц/б:

1.Долевые (акции);

2.Долговые обязательства (облигации, векселя, сертификаты);

3.Производные (аналогично 1 варианту)

3 вариант классификации ц/б:

По способу обозначения в ц/б субъектов предоставляемых ими прав выделено 3 вида ц/б:

1.Именные - ц/б имя держателя, которых зафиксировано на них или в реестре их собственника. Реестр может вестись в обычной документарной или электронной формах.

2.Предъявительская ц/б - имя держателя которой не фиксируется на ней и ее обращение не требует регистрации.

3.Ордерные ц/б - содержат ряд передаточных надписей осуществ­ляемых в строго определенном порядке.

С (.) зрения участников рынка предъявительская ц/б имеет преимущество перед именной т.к. процесс перехода прав соверша­ется очень быстро путем передачи ц/б от продавца к покупателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: