Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.
Участники бюджетного процесса в Российской Федерации представлены на рисунке
Президент Российской Федерации |
Министерство финансов РФ |
Правительство РФ |
Счетная палата РФ |
Федеральное казначейство |
ГД Федерального собрания РФ |
Совет Федерации Фед. собр. РФ |
Фед. служба финн.-бюд. надзора |
Органы управления гос. внебюджет. фондами |
Центральный банк РФ |
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета |
Главные распорядители бюджетных средств |
Главные администраторы доходов бюджета |
Администраторы источников финансирования дефицита бюджета |
Администраторы доходов бюджета |
Распорядители бюджетных средств |
Получатели бюджетных средств |
|
|
В России бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы состоит из четырех стадий (этапов):
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
Этап I. Составление проекта бюджета. 1 ноября 2013 – 1 октября 2014. Начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе составляется прогноз социально-экономического развития государства, определяются основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основные методы и направления покрытия дефицита бюджета, долговая политика государства, а также распределение бюджетных ассигнований, утверждаются основные направления налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Подготавливаются проекты бюджетов.
Этап II. Рассмотрение и утверждение бюджета. 1 октября 2014 — 1 декабря 2014. В рамках данного этапа подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации соответственно. Рассмотрение проходит в трех чтениях, в результате согласования всех спорных вопросов проекты бюджетов утверждаются и после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направляются на подпись Президенту Российской Федерации. Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.
|
|
Этап III. Исполнение бюджета. 1 января 2014 – 31 декабря 2014. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации. Исполнение бюджетов организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджеты исполняются по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Этап IV. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. 1 апреля 2014 – 1 октября 2015. На данном этапе проводится подготовка и составление участниками бюджетного процесса отчетности об исполнении бюджетов. По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджетов, направляемая для проверки в органы государственного финансового контроля, а затем на рассмотрение и утверждение в законодательные и представительные органы.
Исполнение бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов начинается после утверждения закона о бюджете и законов о соответствующих фондах.
Осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей бюджета. Задачи исполнения бюджета - обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
6. Виды и классификация ценных бумаг.
В ГК рф в ст. 142 дается юридическое определение ц/б - как документа установленной формы и реквизитов, к-рый удостоверяет преимущественные права, осущ-ние и передача к-рых возможно при предъявлении.
На учетном рынке обращаются краткосрочные ц/б (срок обращения до 1 года) и долгосрочные (больше 1 года).
Все разнообразие ц/б м. разделить на 3 группы (1 вариант):
1. Основные представлены акциями и облигациями..
АКЦИИ м/б промышленных, торговых, транспортных и др. компаний, банков, бирж, инвестиционных компаний и фондов;
ОБЛИГАЦИИ м/б гос-ные, корпоративные, муниципальные;
2. Вспомогательные представлены векселями, чеками, сертификатами.
3. Производные: варранты, опционы, фьючерсы, преимущественные права приобретения, приватизационные чеки.
По критерию эмитента выделяют гос-ные и корпоративные ц/б.
Государственные ц/б строятся на отношениях займа, а корпоративные в зависимости от цели их выпуска могут представлять как отношения собственности так и отношение займа.
К гос-ным ц/б относятся долговые обяз-ва центрального правительства, органов местного самоуправления и долговые обяз-ства п/п-тий и организаций пользующихся гос-ной гарантией.
По признаку обращаемости гос. ц/б делятся:
1.Рыночные обяз-ства могут свободно продаваться и покупаться на открытом рынке. По срокам погашения они подразделяются на текущие, краткосрочные и долгосрочные обязательства.
2.Нерыночные
Корпоративные ц/б выпускаются п/п-ями и организациями с целью финансирования производственной деят-ти и получения дополнительного дохода.
|
|
2 вариант классификации ц/б:
1.Долевые (акции);
2.Долговые обязательства (облигации, векселя, сертификаты);
3.Производные (аналогично 1 варианту)
3 вариант классификации ц/б:
По способу обозначения в ц/б субъектов предоставляемых ими прав выделено 3 вида ц/б:
1.Именные - ц/б имя держателя, которых зафиксировано на них или в реестре их собственника. Реестр может вестись в обычной документарной или электронной формах.
2.Предъявительская ц/б - имя держателя которой не фиксируется на ней и ее обращение не требует регистрации.
3.Ордерные ц/б - содержат ряд передаточных надписей осуществляемых в строго определенном порядке.
С (.) зрения участников рынка предъявительская ц/б имеет преимущество перед именной т.к. процесс перехода прав совершается очень быстро путем передачи ц/б от продавца к покупателю.