Анализ эффективности подготовки и принятия управленческих решений

В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы:

1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

2) что именно (количество и качество объекта);

3) с какими затратами (ресурсы);

4) как (по какой технологии);

5) кому (исполнители);

6) сроки (точное время реализации решения);

7) для кого (потребитель конечного результата решения);

8) кому (место, рынок на котором будет реализовано решение);

9) что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?

Предположим, что ОАО «Супер – сервис» собирается ввести новый вид услуг, условно назовем его «Ремонт оборудования». Необходимо разработать технологию, в условиях которой нужно принять решение о том, как организовать оказание этой услуги и ее реализацию. Для формирования управленческого решения мы используем алгоритм разработки технологии, приведенный в приложении 4.

Существует несколько моделей процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений. Вот основные из них:

· Индуктивная и дедуктивная модели.
Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Здесь путь создания модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

· Дескриптивная и нормативная модели.
Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решения, для формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса.

· Многоцелевая и одноцелевая модели.
Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Одноцелевыми называются модели, имеющие четко определенную цель, к достижению которой стремится организация. Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной.

· Стохастическая и детерминированная модели.
В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

· Многопериодная и однопериодная модели.
Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения.

· Программно-целевая технология принятия управленческих решений. Это наиболее часто используемая в организациях технология. Она состоит в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения. Обычно эта технология используется для типовых работ с использованием стандартных средств и методов. Технология предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль.

· Технология принятия управленческих решений на основе «искусственного интеллекта».
Данная технология основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решений. Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организации являются штатными, то есть повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Данная технология особо эффективна для организаций, часто меняющих номенклатуру выпускаемой продукции, и для организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.

· Инициативно-целевая технология принятия управленческих решений.
Она основана на выдаче заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. Это обусловлено тем, что руководителю самому не известны конкретные пути достижения цели и он предоставляет исполнителям право на инициативу. Обычно такая ситуация складывается при инновационной деятельности, а также при недостаточном профессиональном уровне руководителя.

· Технология принятия управленческих решений на основе постоянных проверок и указаний.
Она основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом.
При такой технологии управления человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке. Жесткое управление ничего общего не имеет с жестоким и волюнтаристским управлением. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, где авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений — в новых наукоемких организациях, учебных заведениях.

Программно-целевая технология реализации управленческих решений предусматривает разработку руководителем целей, задач, с указанием средств, методов и времени выполнения. Итак, руководство ОАО «Супер – сервис» приняло решение о введении нового вида услуг - ремонт климатического оборудования, приборов холодоснабжения, вентиляции, кондиционирования и т.д. (в пределах перечня предоставляемых фирмой услуг).

Используя программно – целевую технологию, руководство компании доводит эту цель до менеджеров, соответственно сообщая каким образом поставленная цель должна быть выполнена. В такой ситуации действия руководителя сводятся к разработке собственного процесса решения поставленных задач, а менеджеров к выполнению разработанного плана.

Моделируем ситуацию. Для осуществления цели директор сервисного центра разрабатывает план действий. Он ставит перед коллективом задачи:

- поиск работника (с образованием «Слесарь – ремонтник»);

- обеспечение помещением и оборудованием;

- создание положительного мнения о новой услуге, включение ее в комплекс услуг ОАО «Супер – сервис», реклама.

И общую цель - качественно и своевременно ввести в действие новый вид услуги в организации.

Он определяет срок выполнения управленческого решения-1 месяц. Способы и методы его выполнения:

1. Поиск работника производить через размещение объявлений в газете и на специализированных сайтах по трудоустройству. Данная задача поручается управляющему по АХЧ.

2. Выделение из общей площади здания организации помещения площадью 25м2. Этот вид реализации решения поручается старшему менеджеру сервисного центра.

3. Разработка рекламной кампании организации по новому виду деятельности, размещение рекламы о услуге «Ремонт оборудования», разработка программы скидок в период первого месяца с начала предоставление данной услуги. Это поручается старшему менеджеру торгового отдела.

Предположим, что управляющий по АХЧ размещает объявления о приёме на работу в данную организацию «Слесаря – ремонтника». После того как объявления были размещены и работники пришли на собеседование управляющий описывает им предстоящую область работы, условия труда, размер заработной платы и т.д. Далее сотрудник знакомится с документами, портфолио работников, и после проведения беседы принимает, согласованное с директором, решение о принятии на работу нового сотрудника.

Старший менеджер сервисного центра следит за тем, чтобы в выделенном помещении устанавливалось необходимое для ремонта оборудование, создавались нужные для работы условия.

Для улучшения качества продаж данной услуги старший менеджер торгового отдела проводит рекламную кампанию, размещает рекламу о «Ремонте оборудования» в ОАО «Супер-сервис» в средствах массовой информации и разрабатывает систему скидок, в дальнейшем согласованную с директором.

Таким образом, используя программно-целевую технологию руководство ОАО «Супер-сервис» решает задачу по реализации новой услуги совместно с менеджерами.

В результате, мы видим, что в ОАО «Супер – сервис» при наличии сегодняшних мощностей и средств, компания верно выбрала программно-целевую технологию реализации управленческих решений. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основной труд по развитию бизнеса лежит не только на руководстве, но и на менеджерах участвующих непосредственно в процессах связанных с решением и постановкой задач. Для качественного планирования менеджер предприятия должен быть уверен, что на предприятии происходит оптимальное формирование себестоимости, обоснованное ценообразование и, как следствие, достигается максимальный финансовый результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: