С точки зрения классической политэкономии (экономистов) рынок представляет собой равновесие спроса и предложения. Это состояния равновесия спроса и предложения на определенный товар или услугу. Причем состояние, в результате которого формируется одинаковые цены на него, и такое состояние равновесия поддерживаются наличием конкуренции между участниками рынка.
Как ведут себя индивиды как участники рынка. Три характеристики человека как участника рынка:
1. Эгоистический интерес, максимально выгодное соотношение затрат и прибыли, максимизация полезности. Человеком движет интерес, направленный на получение максимальной выгоды или полезности. Это эгоистический интерес. При этом у человека есть определенные предпочтения и вкусы, но с точки зрения экономики, эти вкусы не меняются и являются универсальными, не зависящие от исторической эпохи, в которой человек прибывает. Предпочтения не меняются, являются эгоистическими. Это эгоист, преследующий выгодные цели.
2. Рациональность. Он постоянно находится в процессе поиска и анализа нужной информации и постоянно производит калькуляцию: как использовать собственные ресурсы с тем, чтобы получить максимальную выгоду.
|
|
3. В процессе этих расчетов, он также свободен от его прошлого опыта, от его привычек. Что позволяет ему оперативно быстро и безболезненно менять ранее принятые линии поведения при получении новой информации.
4. Такой человек независим в том смысле, что он не зависим:
- от других субъектов рынка, поскольку он им не подчиняется ни в юридическом, ни в административном плане
- не зависит от других людей, не слушает ничьих советов, не у кого не идет на поводу.
5. Не отягощенность личными и социальными узами, то есть отсутствие социального капитала. Отношение на рынке с контрагентами (с теми, с кем он имеет отношения) исключительно формальные, и безусловно строятся по принципу наибольшей эффективности. То есть, участник рынка всегда готов заключить сделку с тем, кто предложит наилучшие условия.
И соответственно, это значит, что такой человек исходит из 2 норм:
1) Обобщенное доверие. То есть, он считает что все его контрагенты будут поступать честно и соблюдать оговоренные условия.
2) Доверие к институтам, что значит, что в случае если его все-таки обманут, то это будет наказуемое деяние и он получит возмещение ущерба.