1.Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия:
В комнате стояли столы стулья, книжный шкаф, современная мебель.
(имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно).
2.Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: "изучать музыку и болезни".
3.Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Так, нельзя сказать:
Много критических замечаний и ценных предложений было вынесено в ходе обсуждения вопроса
(нельзя "внести замечания").
4.Можно опускать одинаковые предлоги:
Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
Нельзя опускать разные предлоги:
В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, переулках.
(перед последним словом нужен уже другой предлог: в переулках).
5.Однородные члены могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами:
|
|
Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.
Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола. Так, нельзя сказать: "Я люблю футбол и плавать".
6.При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой -- при второй:
Я читаю не только газеты, но и журналы
нельзя сказать: "Я не только читаю газеты, но и журналы".
7.Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов:
"не только -- а также" (вместо не только -- но и),
"как -- а также" (вместо как -- так и) и т.п.
Например, неправильно построено предложение
С успехом выступили как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
8.Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом.
9.Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. Так, нельзя сказать:
Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю.
10.Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.