Язык и речь в научной и деловой коммуникации

Речевое взаимодействие является неотъемлемой частью профессиональной деятельности и осуществляется в разных формах. Учебная профессионально ориентированная коммуникация основывается на знании наиболее общих законов языка и речи для компетентного использования в разных ситуациях общения всех возможностей устной и письменной форм вербального (естественного) языка. Вспомним определения базовых категорий «язык» и «речь» и их особенности.

Язык - система знаков и способов их соединения, созданная как средство приема, передачи и хранения информации в процессе коммуникации (общения), имеет собственные законы и тенденции развития (тенденции к динамике и статике, норме и экспрессии, экономии и избыточности). В качестве основных функций языка выделяют коммуникативную (функцию общения), аккумулятивную (функцию накопления информации о мире), когнитивную (функцию познания), этическую (функцию нравственного регулирования).

Реализацию языка в процессе общения называют термином «речь».

Речь- конкретное применение языка в определенных ситуациях, реализуется в деятельности говорения, чтения, слушания (аудирования), письма; существует в устной и письменной форме. Минимальной единицей речевого общения является речевой акт. Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевой деятельности осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения. Под сообщением понимают некоторую относительно замкнутую информацию, передаваемую другим лицам, а высказывание - это грамматически оформленное сообщение, поэтому высказывание соотносимо с понятием предложения, а сообщение соотносимо с текстом.

В речевом акте присутствуют два участника: адресант (говорящий, пишущий), который порождает речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) и понимает сообщение. Речевая деятельность социальна и индивидуальна одновременно. Индивидуально речевое устройство каждого носителя языка, но социален язык как средство общения в данном обществе. Это выражается как в формально-внешних проявлениях (голос, почерк), так и в индивидуальности использования языковых средств, то есть выражения речевой индивидуальности автора.

Схемы механизма речи, разработанные учеными, имеют общую основу - трехэтапную структуру порождения речевого высказывания. Первый этап носит психологический характер и связан с мотивами речи, ее целями, речевыми намерениями, понятийно-смысловым содержанием речи. Второй этап связан с внутренней речью (словесно-грамматическим оформлением внутренней речи). Третий этап связан с внешней речью (этап реализации речи в устной или письменной форме). Речь определяется понятиями «формы речи»- устная и письменная, «виды речи»- монолог и диалог, «типы речи» - описание, рассуждение, повествование Устная речь – неподготовленная речь, которая обычно порождается одновременно с ее произнесением в момент взаимодействия с адресатом. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся, например, приветственная речь, торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений; переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу; интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог; телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Письменная речь- это результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка, который предъявляется адресату в виде текста.

Под «типом речи»понимается текст (или фрагмент текста) с определенным предметным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.). В научной и деловой речи встречаются разные варианты основных типов речи - описания, повествования и рассуждения. Описание - это сообщение о наличии у предмета речи определенных признаков: определение (дефиниция), описание классификации, описание объекта, ситуации, процесса, места, внешности. Повествование - сообщение об изменении признаков предмета речи (хронология событий, повествование о событии и др.). Рассуждение – объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

Исторически сложившаяся разновидность литературного языка, которая традиционно обслуживает одну из сфер жизни человека, называется языковым стилем, а каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму употребления. Выделяют три книжных стиля (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль. Определение языка художественной литературы в качестве самостоятельного стиля является спорным вопросом филологии. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами. Стили речи реализуются в определенных формах или жанрах речи - типизированных формах организации речи, которые отличаются заданным характером речевой деятельности. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), письмо (разговорное, публицистическое и официально-деловое). Жанр – это класс текстов, подобных друг другу по своему социальному назначению и в силу этого имеющих сходные статические и композиционные характеристики.

В общем виде модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:

1. КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор.

2. ЧТО? (передается) – Сообщение (текст).

3. КАК? (осуществляется передача) – Канал связи.

4. КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория.

5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность коммуникации.

Коммуникативное поведение - это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Для обозначения коммуникативного поведения народа, группы личности используется термин «речевое поведение» как синоним термина «коммуникативное поведение» — общение народа, группы людей или личности как некоторая упорядоченная система правил. Обусловленные целью общения стереотипы построения процесса коммуникативного воздействия в зависимости от условий взаимодействия и личности коммуникантов называются коммуникативной (речевой) стратегией. В современном обществе личность как речевой стратег выбирает и для себя путь развития и продвижения по социальным уровням, целесообразно еализуя различные речевые стратегии. Важнейший показатель уровня речевой культуры личности - коммуникативная целесообразность (использование языковых средств в соответствии с замыслом и целью речевого поведения говорящего (пишущего) в конкретной ситуацииобщения и с учетом особенностей собеседников),включающая такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, ясность и доступность, выразительность, эстетичность, уместность речи. Каждое из них имеет свою специфику.

В коммуникации важно помнить ее общие принципы ( Максимы Грайса): Количество, Качество, Отношение, Способ.

1. Категория Количества связана с количеством информации, которое высказывание должно содержать: не меньше, чем требуется; не больше, чем требуется,

2. Качество: высказывание должно быть истинным; не говори того, что ты считаешь ложным, не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований.

3. Отношение (релевантность – соответствие ситуации): не отклоняйся от темы.

4. Способ: выражайся ясно; избегай непонятных выражений; избегай неоднозначности; будь краток (избегай ненужного многословия); будь организован.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся язык и речь?

2. В чем специфика устной и письменной речи?

3. Разграничьте понятия «виды речи», «формы речи», «типы речи», «стили языка и речи».

4. Раскройте понятия «коммуникация», «коммуникативное поведение», «коммуникативная стратегия», «коммуникативная целесообразность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: