Понятие маркетинг произошло от англ. слово «market», т.е. «рынок», и в самом общем смысле означает изучение рынка с определенной целью.
Цель маркетинга - распознать, идентифицировать и оценить уже существующий или скрытый спрос на товары и услуги, которые предприятие предлагает или может предложить, и направить усилия фирмы на разработку, производство, распределение, продажу и продвижение этих товаров и услуг, позволяющих увеличить прибыль предприятия..
Маркетинг в туризме - это система управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристских услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и с учетом процессов, которые протекают на мировом туристском рынке.
Туристический маркетинг используетсовокупность методов и приемов сбора и анализа данных, направленных на выявление возможностей удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических, экономических и социальных факторов, а так же на решение задач рационального ведения туристической организации.
Объект любого маркетинга - это поведение предприятия в отношении его
рынка и потребителей.
Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри него, так и с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями.
В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.
Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия, его производственные и маркетинговые возможности.
Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.
К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия, такие как, например:
§ Состав и квалификация персонала
§ Уровень финансовых возможностей
§ Навыки и компетенции менеджмента турфирмы
§ Использование современных IT- технологии
§ Имидж предприятия
§ Длительность присутствия предприятия на рынке
§ И проч.
Внешняя маркетинговая среда фирмы представлена на рис.1 и состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления,которые находятся за пределами предприятия, но которые оказывают прямое или опосредованное влияние на его деятельность.
В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами.
Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.
Рисунок 1 Внешняя маркетинговая среда предприятия
Процесс исследования среды маркетинга включает в себя анализ внутренней и внешней среды туристического предприятия, на основе которого делается заключение о маркетинговых возможностях данной компании