Содержание дисциплины. Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Тема 1. Научные основы безопасности жизнедеятельности

Предмет, цели, задачи и содержание дисциплины «БЖД». Характеристика дисциплины, ее место и роль в системе подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы. Концепция образования в области «Безопасности жизнедеятельности».

«Безопасность жизнедеятельности» как наука – предмет и задачи. Основные понятия области «БЖД» – «деятельность», «жизнедеятельность», «опасность», «риск», «безопасность». Безопасность жизни и безопасность жизнедеятельности. Методические подходы к определению риска. Прогнозирование опасностей, анализ и оценка риска.* Жизнедеятельность человека, как источник современных опасностей.* Таксономия опасностей.*

Перечень формируемых компетенций: [ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-12; ОК-14].

Литература: [1, 2, 3, 7, 17, 33, 36, 41].

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

Методологические основы управления безопасностью. Принципы обеспечения безопасности. Законодательные и нормативно-правовые аспекты БЖД. Законодательство о труде и охране труда.* Права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда.* Охрана окружающей среды и природоохранительное законодательство.* Нормирование качества окружающей природной среды.* Государственное управление безопасностью в чрезвычайных ситуациях.

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9].

Литература: [1, 2, 3, 7, 17, 20 – 29, 33 – 36, 40].

Тема 3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»

Человек как компонент системы «Человек – Среда обитания». Вибрации и акустические колебания. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток. Опасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Компьютер и здоровье человека.* Опасные вещества и средства бытовой химии.* Критерии безопасности техносферы. Нормирование воздействия негативных факторов техносферы.

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-12; ОК-14].

Литература: [1, 2, 3, 7, 17, 34, 38 –41].

* Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.


Тема 4. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности

Воздух, вода, почва как факторы среды обитания. Виды загрязнения природной среды. Экологическая система, экологическая катастрофа, экологический кризис.* Источники и особенности развития чрезвычайных ситуаций экологического характера. Основные причины возникновения экологических проблем и возможные пути их решения.* Экология современного жилища.* Характеристика микроклимата жилого помещения.*

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-14].

Литература: [1, 2, 3, 7, 10, 17, 38, 40, 41].

Раздел 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Тема 5. Понятийный аппарат и классификация ЧС

Основные законодательные и нормативно-правовые документы о защите населения и территорий в ЧС.* Основные понятия области чрезвычайных ситуаций. Источники и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций мирного времени. Характеристика степени внезапности воздействия поражающих факторов. Конфликтные и бесконфликтные чрезвычайные ситуации. Классификация бесконфликтных чрезвычайных ситуаций по сфере возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам возможных последствий.

Перечень формируемых компетенций: [ОК-3; ОК-9; ОК-14].

Литература: [1 – 18, 31 – 33, 36, 37, 41].

Тема 6. Безопасность в ЧС природного характера

Источники чрезвычайных ситуаций природного характера. Характеристика геологических, гидрологических, метеорологических и биологических ЧС. Природные пожары. Правила поведения и защита населения в зонах стихийных бедствий.* Ликвидация последствий ЧС природного характера.*

Перечень формируемых компетенций: [ОК-3; ОК-9; ОК-12; ОК-14; ПК-9].

Литература: [1 – 9, 14, 30, 31, 32, 35].

Тема 7. Безопасность в ЧС техногенного характера

Причины техногенных аварий и катастроф.* Характеристика аварийных ситуаций на радиационно- и химически опасных объектах. Пожары и взрывы на промышленных предприятиях. Аварии на гидротехнических сооружениях. Характеристика поражающих факторов, зон заражения и очагов поражения техногенных ЧС.* Обеспечение безопасности при аварийных ситуациях на системах жизнеобеспечения города. Аварии на транспорте и правила поведения населения при их возникновении. Обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики.*


Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-12;
ОК-14; ПК-9].

Литература: [1 – 17, 27, 28, 35, 36].

Тема 8. Безопасность в ЧС социального характера

Основные источники и специфика ЧС социального характера. Общая характеристика ЧС криминального характера. Основные источники терроризма и методы террора. Способы противодействия террористическим актам. Грегарные ЧС. Психология толпы. Правила безопасного поведения в толпе при возникновении паники.* Опасности, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ.*

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК- 3; ОК-6; ОК-9; ОК-12;
ОК-14; ПК-9].

Литература: [1 – 6, 8, 17, 33, 36, 40].

Тема 9. Безопасность в ЧС военного характера

Обычные средства поражения и их характеристика. Характеристика очагов ядерного, химического и биологического поражения. Правила поведения в очагах поражения, средства и способы защиты.* Современные виды оружия массового поражения, их характеристика. Нетрадиционные войны и нелетальные средства поражения.* Международное гуманитарное право по защите населения в вооруженных конфликтах.*

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-12;
ОК-14; ПК-9].

Литература: [1 – 6, 17, 33, 38,39].

Тема 10. Защита населения и территорий от ЧС

Основные законодательные и нормативно-правовые документы по защите населения и территорий от ЧС.* Основные задачи и принципы организации Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.* Мероприятия по защите населения в зонах ЧС – укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты и эвакуация. Действия населения по сигналам оповещения.

Перечень формируемых компетенций: [ОК-1; ОК-3; ОК-6; ОК-9; ОК-12; ОК-14; ПК-9].

Литература: [1 – 31, 40, 41].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: