Формы и методы проверки )и оценки результатов обучения

В зависимости от места проверки и оценки в учеб­ном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий кон­трольI, осуществляемый учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроке; периодический, ко­торый проводится после изучения темы, раздела про­граммы; итоговый — в конце учебной четверти или года. В последнее время получил распространение так назы­ваемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся — мониторинг. В начальной школе большое значение имеет текущий контроль за работой школьников, их отношени­ем к учебе, развитием и пр.

По числу проверяемых, и характеру вопросов провер­ка может быть индивидуальной, фронтальной и комбиниро­ванной (напр., один ученик отвечает устно, остальные — письменно).

Фронтальная проверка применяется для контроля не­большого по объему материала, подлежащего обязатель­ному усвоению (правил, дат, таблицы умножения и пр.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреп­лением знаний повышает эффективность обучения. Раз­новидность фронтальной проверки — комплексная — ос­нована на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке: ответов на вопросы учителя, допол­нений к ответам других учеников, выполнения письмен­ных. графических и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Этот вид проверки получил распространение в 60-х гг. в Российской Федерации (Липецкий опыт).

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять учитель, сам ученик (самоконтроль) й с помощью технических средств, в частности компьютеров. Выбор вида и средства контроля зависит от целей обуче­ния, возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, условий, в которых проходит обучение.

Устная проверка — наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мысля­ми и действиями, корректировать ответы.

Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Домашние письменные работы учащихся (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время урока, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности уче­ника, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном в обучающих целях. При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением учителя за работой учеников и пр. В целях сокращения времени на проверку письменных работ применяются пособия с печатной основой, в которых учащимся пред­лагается заполнить имеющиеся там пропуск (словами, буквами, знаками, цифрами), и программированные по­собия (карточки, перфокарты и пр.). Однако использова­ние пособий только этих видов не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В процессе обучения учащиеся овладевают различ­ными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.

„ Наиболее обобщенные знания, уме- Оинтезированныи ния навыки мы назвали синтезиро-

метод проверки ванными. Синтезированные знания, результатов умения, навыки включают в себя

обучения частные, их составляющие. Графи­

чески их можно представить в виде графа-дерева, верши­нами которого являются исходные понятия, а корнем — образующиеся синтезированные. Выполнение синтезиро­ванной учебной деятельности означает одновременно ов­ладение и частными действиями, и операциями, которые являются ее составляющими (схема 6).

Темы предмета 7-------- 1 Ж Синтезированная деятельность (С)

Схема 6

Основные понятия темы

Учебная деятельность, выполнение которой ха­рактеризует усвоение отдельных понятий или групп понятий А, Б, В

Контроль усвоения всей системы знаний и умений предполагает, следовательно, подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые требуют усвоения макси­мального числа исходных понятий и действий. Если уча­щийся выполняет эти задания, отвечает на поставленные вопросы, это значит, что он усвоил данную систему зна­ний, умений, навыков. В основе метода лежит подбор наиболее обобщенных понятий и деятельности, отра­жающих усвоение этих понятий. Для контроля системы знаний с помощью синтезированного метода надо: опре­делить цель контроля, т.е. знания, умения, навыки и другие результаты обучения, которые планировалось дос­тигнуть при изучении темы; выписать все понятия в дан­ной системе знаний, усвоение которых характеризует те­му; определить учебную деятельность (вопросы, задания, ответы на которые отражают усвоение отдельных поня­тий в данной теме); проанализировать отдельные виды учебной деятельности и найти общую, синтезированную деятельность, которая объединяет все частные исходные виды деятельности; составить задания на проверку дан­ной синтезированной деятельности.


ходимым условием для успешного выполнения других ее видов.

Для разных учебных предметов и составляющих их тем взаимосвязь между знаниями неодинаковая. Она мо- жетЧЗыть более ясно обусловленной или весьма опосре­дованной. В одном случае, чтобы усвоить определенную тему, надо обязательно знать предыдущую. В другом эта зависимость проявляется не так жестко: ученик может выучить одну тему, один вопрос, совершенно не зная другие темы, другие вопросы. В таких случаях можно го­ворить только о вероятности усвоения. Для контроля сис­темы таких знаний мы предлагаем применять вероятност­ный метод.

С этой целью мы ввели понятие диагностический вес вопроса, определяемое как вероятность ответа на все вопро­сы при условии ответа на данной вопрос или их группу.

Здесь речь идет об оценке условной вероятности, т.е. вероятное™ одного события, вычисленного в предполо­жении, что другое событие произошло. Для того чтобы проверить всю систему знаний, нужно задавать вопросы, ответы на которые с наибольшей вероятностью показы­вают усвоение всей системы знаний, т.е. вопросы с наи­большим диагностическим весом.

Для реализации вероятностного метода контроля на­до: определить цель контроля; составить список заданий, вопросов, ответы на которые свидетельствуют об усвое­нии всех формируемых знаний, умений, навыков; опре­делить эмпирическим путем частоту правильных ответов на каждый вопрос или группу вопросов; вычислить диаг­ностический вес вопроса или группы вопросов; вести контроль системы знаний по вопросам с наибольшим ди­агностическим весом.

Во многих случаях изучаемые поня­тия не связаны между собой. Если ученик усвоил одни понятия, то это не означает, что он усвоил и другие. Выполнение одних видов учебной деятельности часто не является необ­

Вероятностный метод проверки результатов обучения

Как вычислить диагностический вес вопроса? Для этого надо знать число учащихся, которые правильно от­ветили на все вопросы по данной теме, и число учащих­
ся, которые правильно ответили на данный вопрос или данную группу вопросов. Разделив первое число на вто­рое, мы получим диагностический вес вопроса.

С помощью вероятностного и синтезированного ме­тодов контроля системы знаний можно решать ряд ди­дактических задач.

Чтобы отобрать минимум вопросов для контроля ус­воения всего курса, его необходимо разбить на темы, а те, в свою очередь, на подтемы. По каждой теме подбирают­ся контрольные вопросы, ответы на которые позволяют полностью проверить всю данную тему. Далее определя­ется диагностический вес вопросов. Для проверки всей темы оставляют два-три вопроса с наибольшим диагно­стическим весом. Ответы на них с высокой вероятностью показывают, что тема усвоена. Таким образом учитель отбирает вопросы по каждой теме.

Вероятностный метод можно использовать для провер­ки полноты усвоения всего курса.

По любому курсу учитель может создать три кон­трольные программы.

Первая программа состоит из наиболее легких вопро­сов, т.е. вопросов с наименьшим диагностическим весом. Она показывает, что учащиеся знакомы с курсом и могут отвечать на простые вопросы, а также выполнять необхо­димые учебные действия.

Вторая программа свидетельствует о более высоком уровне усвоения курса. Учащиеся на этом уровне отвеча­ют на более сложные вопросы, решают более трудные за­дания. Вопросы здесь обладают большей диагностической ценностью, чем в первом случае.

Третья программа показывает самый высокий уро­вень усвоения. Курс усвоен полностью, школьники могут выполнять задания высокой трудности. Контроль знаний ведется по вопросам с наибольшим диагностическим ве­сом.

Такие программы эффективно иметь для итоговой проверки знания всего курса. В отличие от применяемых контрольных работ они позволяют с большей обоснован­ностью судить об усвоении курса, прогнозировать воз­можные результаты при определении эффективности обучения.

Если задача заключается в отбо­

ре лиц, которые усвоили весь курс или его основную часть, то контроль системы знаний наиболее рациональ­но проводить, начиная с самых трудных вопросов и затем переходя к менее трудным (от вопросов с наибольшим диагностическим весом к вопросам с меньшим весом).

Если задача контроля заключается в том, чтобы ото­брать учащихся, которые не усвоили определенный ми­нимум знаний, то последовательность вопросов должна быть обратной: от вопросов с наименьшим диагностиче­ским весом к вопросам с большим весом. Это понятно: если ученик ответил на самый трудный вопрос, то вполне вероятно, что он ответит и на более легкий. И наоборот: если ученик не отвечает на легкие вопросы, то, скорее всего, он не ответит и на более трудные.

Компьютеризация обучения открывает большие воз­можности для индивидуальной и коллективной проверки и оценки результатов обучения, преодоления неуспевае­мости. С помощью компьютеров можно легко подсчи­тать все ответы учащихся на вопросы, определить их ди­агностический вес, выбрать рациональную последова­тельность контрольных заданий, соотнести ответ школь­ника на вопрос с определенной отметкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: