Институт специальных миссий

Одним из средств двусторонней (реже - многосторонней) дипломатии являются специальные миссии - временные зарубежные органы внешних сношений. Правовой режим специальных миссий определен Конвенцией о специальных миссиях, которая была принята 8 декабря 1969 года в Нью-Йорке. Конвенция вступила в силу в 1985 году, в настоящий момент в ней участвуют лишь около 30 государств. Вместе с тем, ее нормы отражают широко признаваемую обычную практику и фактически применяются повсеместно.

Специальная миссия - это временное представительство государства, направляемое им в другое государство для достижения определенной цели. Таким образом, статус специальных миссий включает в себя следующие признаки: 1)представительский характер; 2)осуществление своих функций на временной основе; 3)пребывание на территории иностранного государства; 4)наличие четко определенной задачи. Специальную миссию можно рассматривать в качестве своеобразного "посольства ad hoc", призванного решить конкретную проблему.

Одним из условий деятельности специальной миссии является предварительное согласие на это принимающего государства. С ним же необходимо согласовать состав, численность, а главное - цели и функции миссии. В отличие от посольства, представительство которого имеет общеполитический характер, специальная миссия не вправе выходить за пределы соответствующих договоренностей. Если деятельность миссии осуществляется на территории третьего государства, от него также необходимо получить соответствующее согласие.

Конвенция 1969 года допускает направление одной специальной миссии совместно несколькими государствами и направление одной миссии в два и более государств. В таких случаях согласие на направление миссии и ее полномочия должно быть получено от всех заинтересованных государств.

Важным преимуществом института специальных миссий как средства дипломатии является то обстоятельство, что для направления миссии не требуется наличия между посылающим и принимающим государствами дипломатических отношений. Это позволяет использовать специальные миссии для решения представляющий взаимный интерес вопросов в тех случаях, когда иное дипломатическое общение невозможно. В частности, отказ от признания одним государством другого в качестве субъекта международного права исключает установление между ними дипломатических отношений, но не исключает появления каких-либо общих задач. Для их решения можно прибегнуть к специальным миссиям.

Давая согласие на направление специальной миссии, принимающее государство одновременно берет на себя обязательство уважать ее представительский характер. Как и посольство, специальная миссия несет в себе часть суверенитета посылающего государства; поэтому любое посягательство на миссию приравнивается к посягательству на представляемое ей государство в целом. Правовые гарантии, предоставляемые специальной миссии принимающим государством, должны исходить из ее целей и задач и обеспечивать их достижение. В частности, миссия имеет право на свободу сношений с посылающим государством, таможенные и фискальные иммунитеты, протокольные привилегии. В связи с тем, что миссия не является постоянным органом и ее полномочия не распространяются на всю территорию принимающего государства, вопросы о месте ее нахождения и неприкосновенности занимаемых помещений решаются следующим образом.

Местом нахождения миссии является место, указанное в соглашении между посылающим и принимающим государствами. Если такого указания в соглашении нет, местом нахождения миссии считается МИД принимающего государства. Допускается наличие у миссии нескольких мест пребывания, одно из которых, по взаимному согласию, будет считаться основным.

Неприкосновенность помещений миссии в принципе идентична неприкосновенности помещений дипломатического представительства. Войти в такое помещение можно только с согласия главы миссии или посла соответствующего государства. Единственное отличие состоит в том, что в случае стихийного бедствия, угрожающего безопасности миссии и ее сотрудников, такое согласие предполагается и может не испрашиваться.

В состав специальной миссии входят глава миссии и члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Если миссия состоит из одного человека, он все равно именуется миссией и считается ее главой. Основным документом, удостоверяющим официальный статус главы миссии, являются полномочия (аналог верительной грамоты посла). Как показывает практика, для выполнения специальных миссий во многих государствах существует специальная должность - посол по особым поручениям. Как правило, в состав миссии должны назначаться граждане посылающего государства. Назначение гражданина принимающего государства требует предварительного согласия этой страны, которое в любой момент может быть аннулировано.

Глава специальной миссии пользуется привилегиями и иммунитетами главы дипломатического представительства. Вместе с тем, если специальная миссия возглавляется главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, статус этих лиц приобретает другой характер: они рассматриваются в качестве руководителей государства, представляющих его без специальных полномочий, и обладают соответствующими привилегиями, предусмотренными международным правом.

Привилегии и иммунитеты остальных членов специальных миссий аналогичны привилегиям и иммунитетам членов соответствующего персонала дипломатических представительств.

ГЛАВА 15. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: