Содержание современной модели прав человека в международном праве

Международно-правовая модель прав человека не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Представления общества о соотношении коллективных и индивидуальных ценностей, об основных правах и свободах индивида и об их иерархии эволюционируют вместе с обществом, что, в свою очередь, отражается на соответствующих правовых институтах. В частности, в доктрине международного права широкое распространение получила концепция "трех поколений" прав человека, в соответствии с которой правовое закрепление последовательно получали сначала политические и гражданские права, затем - социально-экономические и еще позже - коллективные, во многом связанные с принципом равноправия и самоопределения народов.

Как уже отмечалось, создание единой универсальной модели прав человека сопряжено с огромными трудностями, обусловленными различиями между правовыми и политическими системами, различным уровнем экономического развития государств, идеологическими противоречиями и т.д. Вместе с тем, роль и значение Организации Объединенных Наций для современных международных отношений позволяют сделать вывод о том, что принимаемые под эгидой ООН акты в области прав человека в наибольшей степени удовлетворяют критериям общепризнанности и универсальности. По всей видимости, эти акты (как и акты некоторых других авторитетных международных организаций) могут быть положены в основу международной модели правового статуса личности.

В основе общепризнанной модели прав человека лежит несколько базовых постулатов (концепций), которые в совокупности образуют ее правовой и нравственный фундамент. Во-первых, действующее международное право исходит из естественности и неотчуждаемости прав и свобод личности: они принадлежат индивиду от рождения, обусловлены его человеческой природой и в силу этого не могут быть отняты государством и обществом. Позитивное право лишь констатирует наличие у личности этих прав и свобод, но не наделяет ее ими. Во-вторых, обеспечение прав и свобод человека несовместимо с любого рода дискриминацией. Все люди рождаются равными в правах и обладают ими независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, социального или должностного положения и т.д. Допускается лишь предоставление отдельных преимуществ наиболее уязвимым группам населения либо с целью восстановления социальной справедливости. В-третьих, международные стандарты прав человека представляют собой не механическую совокупность юридических возможностей индивида, а органическую систему, предполагающую взаимоувязанность и равноценность всех прав и свобод. Недопустимо обеспечение одних прав в ущерб другим или игнорирование отдельных, "второстепенных" прав: любое из них принципиально важно для полноценного человеческого существования. В-четвертых, осуществление прав индивидом неотделимо от выполнения им обязанностей перед обществом и государством: только совокупность прав и обязанностей составляет правовой статус личности. В-пятых, ограничения прав и свобод индивидов допускаются только в целях обеспечения прав и свобод других людей, а также исходя из общепризнанных интересов морали, общественного порядка и безопасности в государстве. При этом обязательным условием любого рода ограничений является их законодательное установление и опубликование.

Современная международно-правовая модель прав человека включает в себя, как минимум, три основных элемента:

1)минимальные стандарты основных (общепризнанных) прав и свобод личности, грубые или массовые нарушения которых рассматриваются как международное преступление и посягательство на мировой правопорядок в целом;

2)высокие стандарты прав и свобод личности, обеспечение которых не является обязанностью государств, а служит лишь перспективой, ориентиром социального прогресса;

3)механизмы практической реализации стандартов прав и свобод личности на национальном и международном уровне.

Кроме того, современная международно-правовая модель прав человека включает в себя институт специфических гарантий для наиболее уязвимых групп населения.

Первый элемент международно-правовой модели прав человека наиболее полно представлен во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Она содержит тот минимум прав и свобод, который каждое государство должно обеспечить в отношении находящегося под его юрисдикцией индивида. Если государство или отдельные лица последовательно и умышленно не соблюдают закрепленные в Декларации права и свободы, можно говорить о нарушении ими императивного принципа всеобщего уважения прав человека. Следует подчеркнуть, что международный деликт составляют именно последовательные и умышленные действия, осуществляемые в рамках государственной политики и в массовых масштабах. Целый ряд закрепленных в Декларации прав (особенно социально-экономического характера) на практике не соблюдается в отношении миллиардов людей, но по другим причинам (нехватка ресурсов, неэффективное управление, тяжелые исторические факторы и т.д.).

Общий принцип недискриминации дополнен в Декларации положением о равенстве прав человека независимо от политического, правового или международного статуса его страны (территории), в том числе если она ограничена в своем суверенитете. Декларация провозглашает наличие у каждого человека неотчуждаемых личных прав: права на жизнь, на свободу, на уважение его достоинства и на личную неприкосновенность. Эти права гарантируются следующими положениями Декларации:

-никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех их видах;

-никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию;

-никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Другой блок положений Декларации посвящен правам человека как субъекта права и процессуальным гарантиям его статуса:

-каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности;

-все равны перед законом и имеют равное право на его защиту;

-каждый имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом;

-каждый имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом;

-обвиняемый в совершении преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком;

-никто не может быть осужден за совершение деяния, которое ко времени его совершения не составляло преступления по национальным законам или международному праву;

-не может налагаться наказание более тяжкое, чем то, которое могло быть применено во время совершения преступления.

Кроме того, Декларация закрепляет следующие личные права индивидов:

-право на невмешательство в личную и семейную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции, на честь и репутацию (произвольные посягательства на эти права должны быть запрещены);

-право на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах каждого государства, покидать любую страну и возвращаться в свою страну;

-право искать убежище от преследования в других странах (за исключением случаев, когда преследование основано на неполитическом преступлении или деянии, противоречащем целям и принципам ООН);

-право на свободу мысли, совести и религии, включая свободу менять религию или убеждения и исповедовать их публичным или частным порядком.

В области гражданских и политических прав Декларация провозглашает:

-право на гражданство (никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство);

-право на свободу убеждений и на свободу их выражения, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами независимо от государственных границ;

-право на свободу мирных собраний и ассоциаций (при этом никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию;

-право на участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, а также право на равный доступ к государственной службе в своей стране (при этом воля народа, выражающаяся в периодических выборах при справедливом голосовании, должна быть основой правительственной власти).

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Декларации, относятся:

-право на вступление в брак, который может быть заключен только при свободном и полном согласии сторон;

-право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (при этом никто не может быть произвольно лишен своего имущества);

-право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии с ресурсами каждого государства;

-право на труд, на свободный выбор работы, на благоприятные условия труда, на равную оплату за равный труд и на защиту от безработицы;

-каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения;

-право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск;

-право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния;

-право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от лица обстоятельствам;

-право на бесплатное начальное образование, которое должно быть обязательным, на доступное техническое и профессиональное образование и на доступное высшее образование на основе способностей каждого (при этом родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей);

-право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;

-право авторов на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.

Особняком следует отметить такое предусмотренное Декларацией право, как право каждого на социальный и международный порядок, при котором все вышеизложенные права и свободы могут быть полностью осуществлены. Ясно, что данное положение очень трудно истолковать в юридическом смысле, так как неясно, кому адресованы соответствующие обязательства. Вместе с тем, практика показала, что права человека не могут быть надежно защищены исключительно национально-правовыми средствами и требуют усилий всего мирового сообщества.

Представляет интерес то обстоятельство, что в 1948 году, при голосовании на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о принятии Декларации, делегация СССР воздержалась. По мнению СССР, Декларация имела ряд существенных недостатков. В частности, среди провозглашаемых прав отсутствовали коллективные права, связанные с самоопределением народов, а также не содержался запрет на пропаганду войны. Данное обстоятельство обращает на себя внимание, потому что при подготовке текстов Пактов 1966 года соответствующие положения были в них включены.

В принципе, Пакты 1966 года (Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах) в общих чертах воспроизводят нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Как уже отмечалось, главное отличие Пактов от Декларации - их договорно-правовой характер: Пакты являются полноценными источниками международного права. Обязательства государств, вытекающие из Декларации, носят морально-политический характер, а обязательства, зафиксированные в Пактах - юридический. Присоединение к Пактам означает, что государство хотя бы формально обязано предусмотреть в своем национальном законодательстве соответствующие гарантии правового статуса личности.

Если же говорить о содержательной стороне Пактов, то она характеризуется конкретизацией предусмотренных Декларацией прав и свобод, более детальным указанием на их правовое содержание и провозглашением некоторых новых прав. Так, Пакт о гражданских и политических правах начинается с закрепления права народов на самоопределение и свободное установление своего политического статуса. Это право подкрепляется экономическими правами народов, включая право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Кроме того, Пакт предусматривает запрет на пропаганду войны, а также на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти путем подстрекательства к дискриминации, вражде или насилию.

К Пакту о гражданских и политических правах были приняты два Факультативных протокола, вопрос о присоединении к которым решается государствами отдельно. Первый Факультативный протокол (вступил в силу в 1976 году) предусматривает право частных лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников Пакта, обращаться с жалобами на нарушения своих прав в Комитет по правам человека. Второй Факультативный протокол (вступил в силу в 1989 году) предусматривает отмену смертной казни в уголовном законодательстве государств-участников.

Второй элемент международно-правовой модели прав человека - это максимально возможные в настоящее время стандарты правового статуса личности. Речь идет о стандартах более высокого уровня, которые демонстрируют в наше время отдельные развитые государства. Эти стандарты связаны не только с формальным провозглашением соответствующих прав в международных документах и национальном законодательстве, но и с практикой их реализации, то есть фактическим состоянием дел в данной сфере. В силу того, что высокие стандарты прав человека во многом обусловлены экономическими возможностями государств, они не являются общеобязательными ни в юридическом, ни в политическом смысле. Развитие международно-правовой модели прав человека от минимальных стандартов к высоким идет в двух направлениях. С одной стороны, конкретизируются, расширяются и дополняются уже существующие, "традиционные" права и свободы индивидов. Например, право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом является традиционным и представляет собой минимально необходимое требование к уголовному судопроизводству во всех государствах, а институт присяжных заседателей - это более демократичная и отвечающая интересам личности форма правосудия, которая предусмотрена не везде. Право на бесплатное начальное образования - это требование универсальное, а право на бесплатное среднее и отчасти высшее образование - результат социального прогресса, развития международной модели прав человека. С другой стороны, международно-правовые стандарты прав человека эволюционируют за счет появления новых прав и все более широкого их распространения. Характерным примером могут быть право на благоприятную окружающую среду, на бесплатную юридическую помощь, на дипломатическую помощь со стороны государства и т.п.

Кроме того, трудно формулируемая, но ощутимая на практике разница между минимальными и максимальными стандартами обусловлена самой природой некоторых прав человека. Например, статья 22 Декларации 1948 года предусматривает право индивидов на социальное обеспечение "в соответствии с ресурсами каждого государства". Уже из этой формулировки видно, что практическая реализация данного права может иметь в отдельных государствах гигантские различия. Если вспомнить, что актуальной задачей дня (см. п. 1 настоящей главы) ООН считает уменьшение в два раза числа людей, имеющих ежедневный доход менее одного доллара в день, становится ясна та пропасть, которая разделяет государства, формально признающие 22 статью Декларации и даже считающие ее юридически обязательной.

Требования к правовому статусу личности, составляющие второй элемент международной модели прав человека, содержатся не только в Декларации и Пактах (с учетом предыдущего абзаца можно сказать, что эти документы одновременно закрепляют как минимальные, так и максимальные стандарты), но и в различных региональных соглашениях. В известном смысле, первичный импульс международному закреплению все новых и новых прав человека дает даже не международное, а национальное законодательство, где соответствующие институты проходят апробацию и проверку временем. Известно, например, какое огромное влияние на международное право имела французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Точно так же и в наши дни отдельные государства и группы государств демонстрируют свою приверженность прогрессу в области прав человека ее практические результаты.

Показательными в этом отношении являются наиболее развитые европейские государства (особенно скандинавские и Германия). Можно сказать, что верхней планкой современной модели прав человека является европейская модель. Процесс, начало которому положило принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, не прекращается по сей день: правовой статус личности в этих странах постоянно меняется за счет новых прав и свобод и расширением уже существующих. Формально это процесс отражается в принятии протоколов к Конвенции 1950 года (всего их было 12, однако Протокол № 9 отменен, а Протокол № 10 от 25 марта 1992 года пока не вступил в силу). Показательным являются даже названия некоторых протоколов, в которых отражается общее направление эволюции европейской модели прав человека. Например, Протокол № 4 от 16 сентября 1963 года называется "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней".

Высокий уровень соблюдения прав и свобод личности в развитых европейских государствах связан не только с широкими экономическими возможностями этих стран. Большое значение имеют также такие институты, как социально ориентированная рыночная экономика, либеральный политический режим, высокая правовая культура населения и т.д.

Кроме Конвенции 1950 года, европейская модель прав человека устанавливается другими важными актами: Европейской конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1979 года, Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств 1995 года, Европейской конвенцией о гражданстве 1997 года и другими.

Как уже отмечалось (см. п. 2 настоящей главы), сегодня в мире действуют сотни соглашений, в которых уточняются и конкретизируются те или иные права и свободы, составляющие международную модель правового статуса личности. Совокупность таких актов также формирует общепризнанные стандарты в рассматриваемой области. В качестве примера можно рассмотреть ряд конвенций, заключенных под эгидой Международной организации труда и закрепляющие содержание и порядок реализации отдельных трудовых и социальных прав. Фактически, нормы этих конвенций и образуют международно-правовую модель трудовых прав личности.

Конвенция МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года обязывает государства обеспечивать применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. При этом под вознаграждением понимается обычная, основная или минимальная заработная плата или жалованье и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Принцип равного вознаграждения может применяться путем введения соответствующих норм национального законодательства, нормативной системы определения вознаграждения либо коллективных договоров между предпринимателями и трудящимися. Разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола разнице, вытекающей из объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается как противоречащая данному принципу.

Конвенция МОТ о политике в области занятости 1964 года провозглашает в качестве главной цели всех государств-участников осуществление активной политики, направленной на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Кроме того, в соответствии с Конвенцией МОТ об организации службы занятости 1948 года каждое государство-участник должно содержать или обеспечивать содержание бесплатной государственной службы занятости, которая должна включать национальную систему бюро по найму. Эта система должна состоять из местных и региональных бюро, достаточных по числу для обслуживания каждого географического района страны и удобно расположенных для предпринимателей и трудящихся.

Конвенция МОТ о дискриминации в области труда и занятий 1958 года обязывает государства проводить национальную политику, направленную на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в отношении таковых. При этом под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Согласно Конвенции, не считается дискриминацией различие, недопущение или предпочтение, если работа основана на специфических требованиях.

Конвенция МОТ о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм 1976 года устанавливает, что каждое государство должно обеспечивать эффективные консультации между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся по вопросам, относящимся к деятельности МОТ. Согласно Конвенции, предприниматели и трудящиеся должны быть представлены в соответствующих органах на равной основе, а ответственность за административное обеспечение предусмотренных Конвенцией процедур должен нести компетентный орган власти каждого государства-участника. Кроме того, Конвенция МОТ о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров 1949 года гарантирует защиту трудящихся против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединений в области труда. Согласно статье 2 данной Конвенции, организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими. Само право трудящихся и предпринимателей свободно и без предварительного разрешения создавать свои организации и вступать в них регулируется Конвенцией МОТ о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года.

Конвенция МОТ о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях 1971 года гарантирует представителям трудящихся на предприятии эффективную защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве таковых, а также на членстве в профсоюзе или на их участии в профсоюзной деятельности. Каждое государство-участник Конвенции должно предоставлять представителям трудящихся соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. При этом должны учитываться особенности системы трудовых отношений, размер и возможности предприятия. Кроме того, предоставление указанных возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия.

Наконец, третий элемент международно-правовой модели прав человека - это механизмы обеспечения закрепленных стандартов, их практической реализации. При этом под соответствующими механизмами в контексте данной темы следует понимать исключительно правовые механизмы и институты, а точнее - деятельность специальных структур по наблюдению и контролю за соблюдением государствами принятых на себя обязательств. Вообще, институциализация таких структур является характерны атрибутом развития международной защиты прав человека как отрасли международного права. Сам термин "международная защита" предполагает наличие международных механизмов, деятельность которых направлена на охрану общепризнанных прав и свобод индивидов. Такие механизмы (структуры) предусмотрены международным правом на универсальном и региональном уровнях, а также на уровне национального законодательства отдельных государств (омбудсмены, уполномоченные по правам человека, конституционные суды, комиссии по гражданству, комиссии по помилованию, рабочие органы парламентов и правительств и т.д.).

На универсальном уровне правовой статус и деятельность органов по обеспечению прав человека регулируются, главным образом, актами, принятыми под эгидой ООН, а на региональном - актами соответствующих международных организаций. Подробнее о них - в п. 4 настоящей главы.

Наличие универсальной модели прав человека в современном международном праве не отрицает существования других (региональных) моделей, каждая из которых включает общепризнанные права и свободы, но имеет специфические особенности. Помимо уже упомянутой европейской модели есть основания говорить об американской, африканской, мусульманской модели прав человека, о модели прав человека Содружества Независимых Государств и ряде других.

Существенное влияние на формирование современной концепции прав человека оказала проходившая 6-12 марта 1995 года в Копенгагене Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Принятая на саммите Декларация отражает своеобразную смену ориентиров в международной модели прав человека, когда на первый план выходит защита социальных прав, свобод и гарантий личности. В Декларации содержится перечень из десяти основных обязательств государств, направленных на искоренение нищеты, расширение занятости и социальную интеграцию всех групп населения. Одним из итогов саммита стало нахождение формулы "20/20", согласно которой развивающиеся государства должны не менее 20 % своих бюджетов тратить на социальные услуги, а развитые - направлять на соответствующие цели не менее 20 % своей официальной помощи.

В некоторых случаях международно-правовая модель прав человека может включать в себя нормы и положения, устанавливающие дополнительные гарантии для наиболее уязвимых групп населения. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 года (ратифицирована Казахстаном 8 июня 1994 года) требует, чтобы во всех действиях в отношении детей судами и административными органами первоочередное внимание уделялось наилучшему обеспечению интересов ребенка (таковым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному закону оно не достигает совершеннолетия раньше). В соответствии с Конвенцией, государства должны уважать право каждого ребенка на сохранение индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи. Кроме того, государства обязаны принимать все необходимые меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия работы и небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны как третьих лиц, так и родителей и опекунов. При этом ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в нем, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства, которая включает замену ухода за таким ребенком (усыновление, помещение в соответствующее учреждение и др.).

На защиту прав несовершеннолетних направлены и другие международные соглашения. Например, Конвенция МОТ о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года обязывает государства осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. В частности, каждое государство должно установить такой минимальный возраст и не допускать на работу по найму или на другую работу ни одного подростка моложе этого возраста. Во всех случаях минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет. Лишь государства, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, могут после консультаций с национальными организациями предпринимателей и трудящихся установить как минимальный возраст в четырнадцать лет. Если работа по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, то минимальный возраст для приема должен быть не ниже восемнадцати лет. Согласно Конвенции, национальным законодательством может допускаться прием на работу лиц в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет для легкой работы, которая не вредит здоровью или развитию и не наносит ущерба для получения подростком образования.

Принятая в 1979 году Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Казахстан присоединился 29 июня 1998 года) направлена против нарушений прав личности по гендерному признаку. Под дискриминацией в отношении женщин в Конвенции понимается любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Государства-участники Конвенции приняли на себя следующие обязательства:

-включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство;

-принимать необходимые меры, включая санкции, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

-установить равную юридическую защиту прав женщин;

-ликвидировать дискриминацию в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

-отменить положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

-пресекать все виды торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин и т. д.

Конвенция предусматривает также изменение социальной и культурной модели поведения с целью искоренения предрассудков и упразднения обычаев и прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов. Согласно статье 7 Конвенции, государства-участники должны обеспечить женщинам равные с мужчинами права в области избирательного права и участия в политической жизни страны, гражданства, образования, труда и в других сферах. Особое внимание Конвенция уделяет применению ее норм к женщинам, проживающим в сельской местности.

Кроме того, в 1953 году была принята Конвенция о политических правах женщин, в соответствии с которой государства-участники должны обеспечить женщинам:

-право голосовать на выборах наравне с мужчинами без какой-либо дискриминации;

-право избираться наравне с мужчинами во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов;

-право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные законом.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года гарантирует женщинам сохранение их гражданства в случаях заключения и расторжения брака, а также перемены или утраты гражданства мужем. При этом государства-участники Конвенции приняли обязательство предоставлять иностранкам, состоящим замужем за их гражданами, гражданство мужа в специальном упрощенном порядке натурализации.

Большое значение для реализации принципа гендерного равноправия имеют также решения Пекинской конференции по положению женщин 1995 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: