Оценка Л.Н. Толстого дана в связи с выходом 13-го тома его собрания сочинений, включавшего "Крейцерову сонату" и ряд статей философского содержания.
Толстой - фанатик своего безумия и, к несчастью, увлекает и приводит в безумие тысячи легкомысленных людей. Сколько вреда и пагубы от него произошло, - трудно и исчислить. К несчастью, безумцы, уверовавшие в Толстого, одержимы так же, как и он, духом неукротимой пропаганды и стремятся проводить его учение в действие и проводить в народ. Таких примеров уже не мало, но самый разительный пример - кн. Хилкова, гвардейского офицера, который поселился в Сумском уезде, Харьковской губ., роздал всю землю крестьянам и, основавшись на хуторе, проповедует крестьянам толстовское евангелие, с отрицанием церкви и брака, на началах социализма. Можно себе представить, какое действие производит он на невежественную массу!..
Нельзя скрывать от себя, что в последние годы крайне усилилось умственное возбуждение под влиянием сочинений графа Толстого и угрожает распространением странных, извращенных понятий о вере, о церкви, о правительстве и обществе; направление вполне отрицательное, отчужденное не только от церкви, но и от национальности. Точно какое-то эпидемическое сумасшествие
охватило умы. К Толстому примкнул совершенно обезумевший Соловьев1, выставляя себя каким-то пророком, и, несмотря на явную нелепость и несостоятельность всего, что он проповедует, его слушают, его читают, ему рукоплещут, как было недавно в Москве.
Кружки этого рода сгруппировались особливо в Москве и, к сожалению, около университета, где три общества: юридическое, любителей словесности и новое, психологическое, собирают публику, большею частью из неопытной молодежи, для распространения самых извращенных идей; все они имеют свои издания такого же направления. В Москве же развелись ныне либеральные богачи-купцы и купчихи, поддерживающие капиталом и учреждения духа эмансипации (в роде женских курсов), и журналы вредного направления. Так, на счет одной купчихи издается журнал "Русская Мысль", к сожалению, самый распространенный изо всех русских журналов; он в руках у всей молодежи, и множество голов сбито им с толку. Так, купец Абрикосов (конфектное заведение) поддерживает журнал: "Вопросы философии и психологии", служащий ареною для Соловьева и отчасти для Толстого.
Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. II. С. 252-253.
16.1.4. ИЗ ПИСЬМА К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА
АЛЕКСАНДРУ Ш О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
20 июня 1886 г.
Здесь, в Кисловодске... с кн. Дондуковым2... немало разговоров о здешних делах, которые не представляют утешительного вида. Повторяется и здесь горький опыт, который приходится России выносить со всеми спасенными и облагодетельствованными инородческими национальностями. Выходит, что грузины едва не молились на нас, когда грозила еще опасность от персов. Когда гроза стала проходить еще при Ермолове, уже появились признаки отчуждения. Потом, когда явился Шамиль, все опять притихло. Прошла и эта опасность, - грузины снова стали безумствовать, по мерс того, как мы с ними благодушествовали, баловали их и приучили к щедрым милостям на счет казны и казенных имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и довела до нынешнего состояния. Всякая попытка привесть их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии.
Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. II. С. 112.
16.1.5. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЛ. МЕЩЕРСКОГО
ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Такого цельнаго и полнаго консерватора я никогда не видел и не встречал... Мы все были маленькими перед его грандиозною фигурою консерватора... Апо-
1 Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - российский философ, поэт, публицист
и литературный критик. Прошел сложный путь эволюции философских и политических
воззрений. В 80-х - начале 90-х годов XIX в. придерживался умеренно-реформистских
взглядов.
2 Дондуков-Корсаков Александр Михайлович (1820-1893) - российский военный и и
государственный деятель. В 1882-1890 гг. - наместник Кавказа.
стол правды во всем, в крупном и в мелочах, Достоевский был как аскет строг, и как неофит фанатичен в своем консерватизме... И тут какая оригинальность в сопоставлении того, чем Достоевский был, с тем, чем он слыл для массы рус-скаго интеллигентнаго люда, искавшего в нем, благодаря его эпохе, какого-то фетиша либеральной революционной партии.
Этих-то своих поклонников Достоевский ненавидел. Достоевский умел ненавидеть, это была черта его духовной личности, которую я вообще встречал в людях редко, а в консерваторах подавно... В ненависти к революционерам Дос-тоевскаго было два двигателя: ненависть к ним за вред, который они приносят русскому народу, и ненависть за ложь в их проповедничестве...
Мещерский В.П. Мои воспоминания. Ч. 2. С. 179-180.