В начале II тыс. до н.э. в средневековой письменной традиции мусульманской историографии Востока и летописцев Древней Руси появилось адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до лесистых склонов Карпат на Западе, получившее свое наименование по названию основного народа, передвигающегося по его просторам, — «Дешт-и-Кипчак» и «Половецкое поле».
Кыпчаки у мусульманских авторов, команы в западноевропейских хрониках, половцы у русских летописцев - все эти разноименные этнические обозначения имели отношение к одному и тому же народу.
Наиболее ранний период развития кыпчаков протекал в восточной части Центральноазиатских степей в тесной связи с те-леской группой племен и древними тюрками. В середине VII в. в степях Центральной Монголии на относительно короткий срок был создан каганат из телесских племен, главенствующее положение среди которых занимали сеяньто (кыпчаки). Из-за междоусобных конфликтов и происков правителей Танского Китая он вскоре был уничтожен. Часть племен сеяньто ушла в Казахстанские степи, оставшаяся группа племен поддержала в конце VII в. восстание тюрков и вместе с ними стало одним из организаторов II Восточно-тюркского каганата, в состав которого на вассальной основе вошли племена тогузогузов, которыми союзники правили 50 лет.
В середине VIII в. уйгуры и союзные им телеские племена нанесли сокрушительный удар по II Восточно-тюркскому каганату (племенному союзу тюрков и сиров), т.е. тюркам и кыпчакам и развалинах последних создали Уйгурский каганат (745-840 гг.) но из крупных средневековых государственных объединений, атившее почти на 100 лет политическую гегемонию в Центральноазиатских степях.
^о второй половины XI в. кыпчаки становятся известными гру-:ким летописцам. В 1118 г. грузинский царь Давид IV строи-., готовившийся к войне с тюрками сельджуками, и со стре-иимися к сепаратизму местными грузинскими феодалами, для тления своих военных сил провел через земли аланов-ов-около 40 тыс. воинов кыпчаков с семьями. Вновь приобрели воинский контингент был поселен на восточных и юго во-ных рубежах Грузинского царства. И именно в этих районах ии были зафиксированы нетипичные для грузинской лекси-эпонимы Кок-Уран и Ак-Уран.1
1тобы сильнее привязать кыпчаков к новым землям, Давид эитель стал насаждать среди них христианскую религию. Пос-^ющие цари Грузии продолжали привлекать кыпчакские во-:ие контингенты на службу, приглашая их из северокавказ-степей, где кыпчаки проживали в XII в., находясь, по всей >ятности, в союзнических отношениях с местными народа-например, аланами.