Первые государственные преобразования

Внутренняя и внешняя политика киевских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. Первые государственные преобразования связаны с деятельностью княгини Ольги. Подавив восстание древлян, убивших в 945 г. за взятие чрезмерной дани ее мужа Игоря, Ольга провела налоговую реформу. Она установила размеры дани («уроки») и определила пункты ее сбора («погосты»). В 957 г. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. Однако попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава, не решившегося идти против дружины, сохранившей верность языческим обрядам.

Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат, взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, и расширена террито­рия Древнерусского государства.

В годы правления Владимира (980—1015) были проведены религиозные реформы. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и грома Перуном, считавшихся покровителями дружинников. Однако в отдельных древнерусских землях продолжали поклоняться своим богам. В 988 г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на дочери византийского императора принцессе Анне). Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. На окраинах Руси христианство было принято гораздо позднее, чем в Киеве и Новгороде. Тем не менее принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа — епархии, которые возглавили епископы. Устанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019—1054). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разгромил печенегов, совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона. Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями, сестра — за польским королем; сын Ярослава женился на дочери византийского императора. Во времена Ярослава Мудрого началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление свода законов — Русской Правды, впоследствии дополненной его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.).

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной» или «лествичный» порядок престолонаследия, согласно которому киевский престол должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел в конечном счете к усилению княжеских усобиц. В 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит отчину свою». Лествичный порядок, таким образом, был упразднен.

Киевские князья оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, воспрепятствовать сепаратистским стремлениям отдельных князей. Популярный на Руси Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 г., и его сын Мстислав Великий (1125—1132) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении Древнерусского государства. Выявите основные этапы в процессе формирования государственности у восточных славян.

2. Раскройте сущность норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Кто является ее автором?

3. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в управлении Древнерусским государством?

4. Перечислите должностные лица княжеской администрации.

5. Что собой представляла десятичная система управления?

6. Назовите черты дворцово-вотчинной системы управления.

7. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении?

8. Расскажите о первых государственных преобразованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: