Идеи могут размножаться. Одна идея порождает другую

Фазы инвенции:

1)ориентация – создание базы, каталогов эмпирического материала. Из каталога впоследствии черпаются сведения. Эмпирический материал является результатом исследования темы, дает возможность выявить позицию, спектр интересов, тему. Фактов не бывает всегда столько, сколько нужно. Возникают 2 опасности: часть существенных фактов может выпасть или, наоборот, взойдет несущественная часть фактов. Здесь составляется план темы.

Выбор – этап самоограничения: отсекаются ненужные части. Идут в ход: главное, второстепенное, общепринятое, оригинальное, понятное-непонятное. Структура сопоставляется с топосом (какая модель нужна). Далее сопоставляем с материалом – доступный аудитории.

Погружение – последовательная разработка темы – баланс между эмпирическим и энциклопедическим материалом. Он достигается за счет сравнения. Т.е. здесь происходит снятие противоречий, заполнение пустот; гипотеза (если есть) получает свою проверку.

В результате происходит определение размеров, пропорций материала. Тема предстает как единство некоторого количества аспектов, представленных на нескольких уровнях глубины (один аспект, а другие дополняют). Это развернутый план, на который ориентируются в ходе следующих этапов.

ОТБОР МАТЕРИАЛА, СОСТАВЛЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СХЕМЫ РЕЧИ

Отбор материала производится по двум основным критериям: авторское коммуникативное намерение (интенция) и характеристика аудитории, к которой обращена авторская речь.

В научной литературе рекомендуется в тех видах красноречия, в которых присутствует открытое состязание различных точек зрения (прежде всего судебное и политическое), выделить основной спорный пункт, а уже вокруг него строить речь.

Общие вопросы в свою очередь, подразделяются на практические и теоретические. В современных работах по риторике предпринимаются попытки уточнить подобное подразделение материала. В частности, предлагается различать материал энциклопедический, эмпирический, «опирающийся на данные, добытые самим автором», и компаративный, «приводящий в соответствие эмпирический и энциклопедический».

В зависимости от роли материала в развитии темы и от отношения к нему слушателей в риторике определяются степени правдоподобия, которым должен отвечать материал:

1) материал, важный для развития и объяснения темы, должен отличаться высокой степенью правдоподобия, которая достигается отбором привычного материала, соответствующего ожиданиям слушателей или читателей;

2) сам тезис и наиболее сильные доводы в его пользу должны обладать наивысшей степенью правдоподобия, которая достигается с помощью парадокса или неожиданного вопроса;

3) низкой степенью правдоподобия может отличаться материал, который не интересует слушателей, но который все же включается автором в текст для достижения содержательной полноты;

4) материал, предъявлять который перед данной аудиторией опасно, неудобно, неприлично, может отличаться неопределенной степенью правдоподобия;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: