Сущность, виды, формы, функции и роль конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции: сущность, особенности, основные признаки.
Монополизация экономики: сущность, экономическая природа, причины возникновения. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Ценовая дискриминация, барьеры входа и выхода (в отрасли). Доминирующее положение на рынках. Основные формы монополистических объединений.
Типы рыночных структур: сущность, особенности. Чистая монополия. Естественная монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.
Социально-экономические последствия монополизации экономики. Современные тенденции рыночной концентрации. Показатели монополизации рынков.
Антимонопольная политика и ее особенности в России.
Тема 7. Теория поведения потребителя
Субъективные предпочтения, поведение потребителя и спрос. Потребительские предпочтения и личный доход. Номинальный и реальный уровень дохода.
Бюджетные ограничения и покупательная способность.
Предельная полезность и потребительский выбор. Закон убывающей предельной полезности.
|
|
Рациональный выбор потребителя. Потребительское равновесие и его условия.
Предельная норма замещения. Кривые безразличия.
Эффект замещения и эффект дохода.
Тема 8. Теория поведения производителя
Предприятие и фирма: сущность, особенности, классификация. Фирма – основа национальной экономики.
Малый, средний и крупный бизнес. Организационные формы предпринимательской деятельности и их особенности в России.
Открытие и закрытие предприятий.
Стратегия развития фирмы. Теория управления фирмой. Менеджмент и маркетинг.
Внутренняя и внешняя среда. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды. Риск в деятельности фирмы: виды риска, методы его измерения и виды страхования. Экономическая безопасность. Санация. Банкротство.