Стремящаяся к успеху организация обречена на осуществление различного рода перемен: совершенствование технологий основной деятельности, освоение новых товаров и услуг, совершенствование оргструктуры и административных систем, повышение квалификации кадров и т.п.
Как правило, наиболее процветают фирмы, производящие новейшие товары и услуги.
Если организация стремится к развитию, ей необходимо постоянно адаптироваться к основным факторам, определяющим изменения во внешней среде (см. ниже тема?+1).
Современная организация должна быть обучающейся, то есть вовлекающей в решение задач организационного развития каждого своего сотрудника, побуждающей работников к непрерывному, основывающемуся на накапливаемом опыте, совершенствованию профессионального мастерства и саморазвитию.
В обучающейся организации одновременно происходят плановые изменения двух типов:
· Операционные изменения – усилия по совершенствованию текущей деятельности (операционных процессов).
· Трансформационные изменения – переориентация и обновление компании в целом (или основных ее фрагментов) – скачкообразные, качественные изменения. Это изменения коренного характера (реорганизация, реинжиниринг), производимые в широких масштабах, затрагивающие основные компоненты организации. В этих случаях оргсистемы видоизменяются, устанавливается новый порядок, перестраиваются процессы и т. п. Такая реорганизация осуществляется на формальной основе, централизовано, по решению руководства.
Изменениями можно и нужно управлять. Менеджеры должны на основе анализа внешних тенденций, образцов для подражания и современных (новых) требований – целенаправленно планировать изменения, направленные на повышение гибкости организации, развитие ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды. Должны использовать открывающиеся возможности (методическая база – SWOT анализ).
На менеджере лежит ответственность за своевременную готовность организации к переменам, за умение прогнозировать новые тенденции и приспосабливаться к ним.
Движущие силы организационных изменений существуют как внутри организации, так и вне ее. Обязанностью менеджмента является выявление и идентификация как угроз внешней среды, так и благоприятных возможностей; выявление конкретных преимуществ и недостатков, слабых мест организации. Особую опасность для организаций представляют медленные изменения внешней среды, так как менеджер может упустить момент, когда наступает пора отреагировать на перемены.
Этапность организационных изменений:
1-й этап – осознание менеджментом потребностей в изменениях, что влечет за собой второй, решающий этап управления изменениями.
2-й этап - инициирование / генерирование перемен. На этом этапе разрабатываются планы / программы ответа организации на требования внешней среды, что предполагает поиск новых подходов и идей. Процесс поиска включает в себя изучение ситуаций внутри и вне организации (то есть SWOT) анализ и генерацию новых идей, формирующих адекватный ответ на новые требования (новые вызовы). Одно из основных условий качественной подготовки эффективных планов / программ развития – креативная (творческая) атмосфера, поощрение инновационной активности.
Справка - черты креативной личности:
- абстрактное мышление (широта воззрения);
- оригинальность взглядов и подходов, открытость, восприимчивость к новым идеям;
- отсутствие преклонения перед авторитетами, независимость суждений;
- любовь к игре, любознательность, аналитический подход;
- упорство, концентрация на проблеме.
Поощрение инновационной активности осуществляется различными способами, в том числе через инновационные/венчурные группы/команды, ответственные за развитие новых проектов. Для работы этих групп обычно выделяются особые условия.
Поощрение креативности, защита и поддержка новых идей, инновационные команды благоприятствуют рождению новых проектов.
3-й этап управления развитием - реализация изменений.
На этом этапе отдельная особенность, определяющая эффективность изменений – сопротивление переменам. В задачи менеджмента входит выяснение причин сопротивления изменениям и разработка мер/тактичных приемов по привлечению противников перемен на свою сторону. Такими приемами являются:
· Коммуникации - разъяснение, информированность.
· Участие в изменениях – привлечение пользователей изменений к подготовке и реализации их.
· Переговоры (убеждение), договоренности, согласование.
· Принуждение - применение властных полномочий.
Этапность изменений представлена на схеме (см. рисунок).
1. 2. 3.
Рисунок - Этапность проведения изменений