Цели (показатели планов) являются исходной базой для планирования; они ложатся в основу построения организационных отношений, на цели опирается система мотивации; цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда (деятельности) отдельных работников, подразделений и организаций в целом.
Цели для придания им определенности и четкости структурируют по различным признакам. По временному признаку выделяют два типа целей: долгосрочные и краткосрочные, которые имеют большое различие и свои особенности.
Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают еще и промежуточные цели, которые называют среднесрочными.
Цели формируются ситуационно и обычно охватывают следующие области:
· Экономические результаты деятельности
· Эффективность использования ресурсов
|
|
· Взаимодействие с потребителями
· Положение на рынке
· Потребности и благосостояние сотрудников
В крупных организациях, имеющих ряд различных структурных подразделений и несколько уровней управления, формируют иерархию (дерево) целей, представляющую собой декомпозицию (разбитие/детализацию) целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. При правильном построении иерархии целей (дерева целей), каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение общих целей организации.
Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям, а именно: быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми.
Установление целей предполагает прохождение следующих трех фаз:
· Анализ и выявление тенденций в окружающей среде
· Установление общих для организации целей
· Построение иерархии (дерева) целей