Феномен общественного мнения, исторический аспект (по книге Э. Ноэль-Нойман).
Подготовили студентки 6 группы 4 курса
Евгения Лебедева и Наталья Смоленцева
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Оглавление. 2
Об авторе. 3
Общественное мнение. 4
Спираль молчания. 7
«Железнодорожный тест». 10
Проблема определения понятия «общественное мнение». 14
Психология толпы.. 18
Об авторе
Автор описываемой книги, Элизабет Ноэль-Нойман, - немецкий социолог и политолог, основательница Института демоскопии в Алленсбахе. Родившись в Германии в 1916, в 1940 она получила научную степень и стала работать журналисткой. Из-за конфликта с правящими кругами третьего рейха она вынуждена была уехать из Германии и публиковалась под псевдонимом.
После войны Ноэль-Нойман организовала институт по изучению мнения населения. Этот институт уже 40 лет занимается прогнозами результатов выборов в бундестаг, не зависимо от того, какое правительство находится у власти.
С 1996 Ноэль-Нойман директор организованного при ее участии Института публицистики при Университете г. Майнца.
|
|
Основным научным интересом Ноэль-Нойман является общественное мнение. В течение ряда лет она была президентом Всемирной ассоциации по изучению общественного мнения (ВАПОР).
Элизабет Ноэль-Нойман ушла из жизни 25 марта 2010 года в возрасте 93 лет.
Общественное мнение
Термин «общественное мнение» был введен в XII веке английским писателем и государственным деятелем Джоном Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion».
Какова роль общественного мнения в жизни общества? Существуют две точки зрения на эту проблему, писала Ноэль-Нойман:
1. Общественное мнение – инструмент участия народа в управлении государственными делами
2. Общественное мнение (как выражение господствующей элиты) – сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты.
Сейчас на западе популярны три концепции общественного мнения:
1. Морализующе-нормативная концепция немецкого философа Юргена Хабермаса
Его концепция направлена на то, чтобы сохранить господствующий частнособственнический хозяйственный механизм.
Публика – не народ, не «все», она состоит из образованных слоев населения, владеющих собственностью. Их задача: «законным образом» устранить противоречия в интересах существующего государства и буржуазного общества.
Общественное мнение «либерально буржуазно», Хабермас рассматривает его как инструмент в руках господствующих классов.
|
|
2. Концепция немецкого социолога Никласа Лумана.
Исходный пункт – отрицание любого субъекта общественного мнения. Общественное мнение привязывается не к индивидам, а к темам. Общественное мнение упорядочивает взгляды, не давая оценки, что и является выражением либеральности.
Когда тема и мнение о ней не совпадают, возникает манипулирующее морализирование.
Очень абстрактная концепция.
3. Оригинальная концепция Элизабет Ноэль-Нойман (статистико-психологическое направление в исследовании общественного мнения, опирающееся на демоскопию).
Демоскопия - раздел современной прикладной социологии, связанный с изучением общественного мнения посредством анкетирования.
Согласно данной теории, в обществе существует два источника, порождающих общественное мнение:
· Непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобряются ли те или иные действия, явления, заявления
· Средства массовой коммуникации – «дух времени»
Этот дух влияет на установки, а формирование общественного мнения происходит благодаря установкам.
В России тоже занимались исследованием общественного мнения.
20-е годы – общественное мнение рассматривается как метод, а не предмет теоретического исследования
Середина 50-х годов – интерес к общественному мнению, как в эмпирическом, так и в теоретическом аспекте, работы Уледова, Грушина, Ерзунова, Падерина, Коробейникова и т.д.
Середина 70-х – общественное мнение изучается в Институте социологических исследовании АН СССР, в Институте философии АН СССР, на факультете журналистики МГУ, в Институте общественного мнения при газете «Комсомольская правда».