Игра и развитие личности дошкольника

В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г.Г. Кравцова, Л.А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника: воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр: наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, - подчеркивает Д.Б. Эльконин, - осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку». (4, с. 256 -257)

По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.

Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться,чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.

Все вышесказанное отчетливо подтверждает исключительные возможности игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольника. Раскрытие развивающего потенциала игровой деятельности возможно, на наш взгляд, лишь при условии понимания особенностей ее становления на протяжении раннего и дошкольного возраста. Поэтому представляется важным рассмотреть некоторые концептуальные модели, объясняющие закономерности развития игры, появления ее различных форм и видов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: