Вопрос 12. Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации

Одним из важнейших конституционных принципов демократического государства является принцип разделения властей (ст. 11). В соответствии с этим принципом деятельность государства, связанная с принятием законов, их исполнением и правосудием, распределяется между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII-XVIII вв., когда Дж. Локк (Великобритания) и Ш.Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям. Первые же конституции – США 1787 г., Франция – 1789 г. – закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства – охраны свободы и прав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). 2 Со временем и с учетом условий отдельных стран принцип разделения властей постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому можно сказать, что это принцип выдержал испытание временем и в современном мире занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. В Российской Федерации принцип разделения властей был впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР. Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве одной из основ конституционного строя России. Этот принцип, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных. Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина. Этот конституционный принцип может проявляться в двух аспектах: - Разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, и разграничение полномочий между ними; - Разделение властных функций по уровням системы государственных органов, например, в условиях Российской Федерации – федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления, которое хотя и является негосударственной категорией, но участвует в управлении общественными, а частично, по поручению государства – и государственными делами. 1 В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Целью такого разделения является создание гарантий демократизма государственного строя. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, тем самым предотвращает монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Важной особенностью Конституции РФ является то, что Президент РФ не входит ни в одну из трех властей. Как указано в ч. 2 ст. 80 Президент РФ является лишь "гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,...., принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Следовательно, ни одна из функций, указанных в данной статье Конституции РФ не относит его к какой-либо ветви власти. Он обязан создавать базисные условия и обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме ст. 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. Так, на федеральном уровне организации государственной власти в РФ, согласно Конституции, выглядит следующим образом: - законодательная власть (Федеральное Собрание) - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации; - исполнительная власть (Правительство РФ) - организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства. - судебная власть (Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ) - имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Ему принадлежат такие полномочия как разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции). Таким образом, конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: - законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом; - исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства; - между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; - судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; - ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью; - споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом; - конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: