Критерий
| Параметры
| Шкала оценки
|
Да
| Нет
|
Сформированность профессиональной компетентности
|
Мотивационно-ценностный компонент
| Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения.
|
|
|
Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении.
|
|
|
Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения.
|
|
|
Осознал исходную проблему практики образования.
|
|
|
Методический компонент
| Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии.
|
|
|
Освоил соответствующую терминологию.
|
|
|
Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.
|
|
|
Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете.
|
|
|
Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава).
|
|
|
Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.
|
|
|
Организационно-управленческий компонент
| Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.
|
|
|
Владеет соответствующей терминологией: табло учета, планирование, контроль, учет.
|
|
|
Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий.
|
|
|
Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах.
|
|
|
Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период.
|
|
|
Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях.
|
|
|
Исследовательско-рефлексивный компонент
| Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований.
|
|
|
Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования.
|
|
|
Умеет организовать рефлексию собственной деятельности.
|
|
|
Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов).
|
|
|
Умение проводить эмпирические исследования (в рамках исследовательско-рефлексивного компонента)
| Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия.
|
|
|
Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу.
|
|
|
Умеет создать проект исследовательской деятельности.
|
|
|
Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками).
|
|
|
Умеет оформлять результаты и продукты исследований.
|
|
|
Коммуникативный компонент
| Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений).
|
|
|
Умеет оформить свои мысли в письменный текст.
|
|
|
Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному.
|
|
|
Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).
|
|
|
Умеет организовать качественную коммуникацию.
|
|
|
Освоение компонентов содержания общего образования
|
Универсальные способы мыследействования[14]
| Имеет теоретические представления об универсальных способах мыследействования.
|
|
|
Владеет терминологическим аппаратом: анализ; обобщение; целеполагание; рефлексия; проектирование деятельности.
|
|
|
Умеет осуществлять: - анализ;
- обобщение;
- целеполагание;
- рефлексию;
- проектирование деятельности.
|
|
|
Навыки коллективного труда
| Умеет выполнять совместную с другими деятельность;
Умеет распределять обязанности в коллективном труде;
Умеет делегировать полномочия;
Умеет использовать продукты труда другого;
Умеет оформлять продукты своего труда в удобные для использования другими формы (тексты, таблицы, диаграммы);
Умеет делать содержательную сборку продуктов коллективного труда.
|
|
|
Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает)
|
Освоение основ методологии
| Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже).
|
|
|
Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения.
Освоил основные методологические схемы.
|
|
|
Освоение основ теории
| Освоил основные понятия современной дидактики. Обучение. Структуры общения. Формы организации процесса обучения. Способы обучения. Принципы обучения.
|
|
|
Освоение технологии
| Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала
|
|
|
Освоил особенности организации учебных занятий.
|
|
|
Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия.
|
|
|
Освоил и применяет различные методики парной работы (методика Ривина, обратная методика Ривина, методика. взаимопередачи тем, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика доводящей карточки, методика взаимотренажа)
|
|
|
Способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность
|
Является объемлющим и системным критерием по отношению ко всем остальным. Включает полностью все их совокупности, взаимосвязанные между собой (см. табл. выше).
|
|
|
Таким образом, для определения критериев профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность нами изучены основные теоретические подходы к данной проблеме: интегральные характеристики личности (Л.М. Митина), критерии педагогического творчества (Г.М. Каджаспирова), критерии диагностики профессиональной компетентности учителя (А.К. Маркова), критериально-ориентированная диагностика учителя индивидуально-ориентированной системы обучения (А.А. Ярулов), квалификационные характеристики учителя развивающего обучения (А.Б. Воронцов).
В результате проведенного теоретического анализа и обобщения эмпирических данных с учетом особенностей инновационной деятельности в образовании (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) нами выделены следующие основные критерии профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью: сформированность профессиональной компетентности, которая представлена субкомпетентностями - мотивационно-ценностной, коммуникативной, организационно-управленческой, методической, исследовательско-рефлексивной; овладение основами теории и практики инновационной технологии, в которой предстоит работать; способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Разработаны параметры профессионального становления педагога в инновационном комплексе. Параметры по каждому критерию характеризуют совершенствование представлений (концептуальных, теоретических, программных), коммуникативных средств и действий педагога.
На основании данных критериев и параметров появляется возможность провести мониторинговые исследования в данной области.