Риторический канон

Ядром, центром общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как путь трех этапов: изобретения содержания, расположения изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение.

Что сказать?

В какой последовательности?

Как (какими словами)?

Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи.

Эти три этапа пути от мысли к слову – изобретение, расположение и словесное выражение – определяются системой специальных законов и правил – риторическим каноном.

Но прежде, чем изучить и осваивать канон, познакомимся с некоторыми основными понятиями современной риторики. Прежде всего с понятием речевого поведения.

1) Речевое поведение – это использование языка и речи для воздействия на себя подобных и вся телесная активность, совершаемая для этого: жесты, мимика, позы…

Что делают люди, когда они говорят друг с другом? На этот вопрос, который только на первый поверхностный взгляд может показаться странным, мы сейчас должны обратить пристальное внимание, потому что, изучая риторику, нам нужно понять, на каких принципах основана та сила слова, которая делает его неотразимым.

2) Речевое событие (как основная единица речевого общения).

Легче начать с примера стандартного речевого события. Вы входите в булочную. Представим, что говорится у прилавка, у кассы. Это легче предсказать (меняется, как правило, набор называемых продуктов).

Продавец: Вам? У Вас?

Покупатель: Мне два белого и черный.

Продавец: (называется сумма).

Покупатель (расплатившись): Спасибо.

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Лекция в нашей аудитории, школьный урок, производственное совещание, заседание Государственной Думы – все это речевое события.

Речевое событие складывается из двух основных составляющих:

Во-первых, это то, что говорится, сообщается (словесное сообщение) и то, чем она (речь) сопровождается (мимика, жесты и т.п.) – поток речевого поведения;

Во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (да и сами участники, от поведения которых в речевом событии зависит очень многое).

Первая составляющая – поток речевого поведения – складывается, в свою очередь, из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге»; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонна речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение;

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, позы; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение.

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процесс развертывания речевого события, ‑ в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом (от лат. discuzzo, discuzsum – рассказывать, излагать, но также – бегать туда и сюда; второе значение латинского слова тоже входит в смысл современного термина «дискурс», он обозначает не только повествовательную, но и диалогическую речь, речевое взаимодействие между партнерами, обмен репликами в диалоге).

Для риторики, древней и новой, теоретической и практической, понятие «речевая ситуация» особенно важно. Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия (дискурс) – это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Собственно говоря, риторика – это и есть наука анализировать речевые ситуации и приспосабливать к ним речь, дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека. Поскольку все это так важно, посмотрим, какие элементы в речевых ситуациях должны обязательно учитываться.

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в «Риторике»: «Речь слагается из трех элементов, ‑ писал он, ‑ Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он – то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)».

Так и в наши дни, анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Для ситуаций ораторской речи это оправданно, для беседы, спора – условно: ведь в диалоге роли постоянно меняются, да к тому же адресат (человек, к которому в данный момент направлена, обращена речь) не просто пассивно воспринимает ее, т.е. слушает в прямом значении, ‑ он мысленно отвечает говорящему, с помощью внутренней речи активно участвует в речевом событии. Внутренняя речь адресата (слушателя) нередко даже «перебивает» звучащую речь говорящего, так что слушатель перестает слышать, ибо он увлечен собственным «внутренним словом». Вспомните, что происходит с вами, когда вы вынуждены молча слушать то, с чем не согласны: вы возражаете, и возражаете про себя так «громко», что всего смысла речи говорящего, его намерений, его доказательств порой просто не замечаете.

Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации часто участвуют и другие – те, кто является как бы свидетелем происходящего, смотрит, слушает и оценивает «со стороны». Так, во время семинара преподаватель может непосредственно обращать свою речь к тому или иному студенту; остальные в данный момент – аудиторий. Однако их присутствие заметно влияет на речь преподавателя. Наедине со студентом – непосредственным адресатом, преподаватель говорил бы по-другому.

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, что особенно значимо, целями каждого главного участника общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: