Вопросы для обсуждения.
1. Структура публичного выступления. Части речи (этапы), их функции и задачи оратора.
2. Эпидейктическая речь: её особенности и принципы ведения.
3. Аргументирующая и информирующая речи.
4. Как готовиться к публичному выступлению? Тезисы выступления и эпистемический план («план-гармонь»).
5. Общие принципы управления вниманием аудитории. Нравственный долг оратора. Внешний вид оратора, мимика и жестикуляция. Качество хорошей речи.
6. Необходимость импровизации, как и когда импровизировать.
Термины.
Речевой голос (высота голоса, диапазон, динамика, тембр, полетность голоса), дикция, жанр, композиция, концепция, стиль общения («пристройка»), память, тезисы, тембр речи.
Активность субъекта в речи, актуальность речи, вербальное и невербальное общение, восприятие речи, выразительность речи, дар слова, дефекты речи, импровизация, интонации, лаконичная речь, пауза, пафос, разговорная речь (стили), чистота речи, языковая личность.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.
|
|
1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.
3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. – М., 2005.
4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.
6. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.
7. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.
2. Назовите общие принципы расположения материала публичной речи. Каковы две основные модели? В каких речевых ситуациях они используются?
3. Что такое общая и конкретная цель речи? Как их найти и определить?
4. Каковы задачи оратора во введении к речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?
5. Как структурируется (организуется) основная часть речи? В чем значимость переходов («связок»)? Где они совершенно необходимы? Где желательны?
6. Каковы задачи оратора в заключении речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?
7. Что такое эпидейктическая речь? Каковы ее подлинные темы? Что может служить ее предметом?
8. Что представляет собой аргументирующая речь? В каких ситуациях она выступает? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?
9. Каковы характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Убеждающей речи? Агитирующей речи?
10. Как должен работать оратор, готовя доводы к аргументирующей речи? Как располагать доводы «по силе»?
11. В чем особенности информирующего выступления?
12. Как сделать сообщение (доклад, лекцию) интересным? Что такое внимание? Каковы виды внимания?
|
|
13. Как вы понимаете долг оратора? Каково, с вашей точки зрения, современное содержание этого понятия?
14. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?
15. Какие «ступени» сценического движения выделяют в актерской и ораторской практике? От чего зависит это деление? В какие моменты речи движение необходимо?
16. Что может выражать жестикуляция? Как характер жестикуляции отражает характер эмоций? Какие типы (группы) жестов вы знаете? Приведите примеры.