Теория маркетингового исследования является сочетанием методологий различных наук, поэтому маркетинг называют и наукой, и искусством. В основу методологии маркетинговых исследований положены следующие принципы:
- научность;
- системность;
- комплексность;
- оперативность, гибкость и перспективность;
- эффективность.
Научность маркетинговых исследований состоит в том, что описание и прогнозирование изучаемых явлений осуществляется на основе научно-обоснованных методик.
Системность – это логическая последовательность действий, процедур и решений, иерархия элементов и показателей.
Оперативность, гибкость и перспективность проявляется в том, что маркетинговые исследования предшествуют всему комплексу маркетинга, сопутствуют ему и завершают, сочетая краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Эффективность маркетинговых исследований заключается в том, что они должны давать эффект прямой (рост прибыли на 1 руб. затрат бюджета маркетинговых исследований) и эффект косвенный (успех проведения маркетинговых мероприятий).
|
|
По уровню сложности и последовательности маркетинговое исследование включает несколько ступеней:
- предварительное или разведочное исследование, которое заключается в первичном сборе информации и необходимо для выявления целей исследования;
- описательное исследование (дескриптивное) представляет собой описание сложившейся ситуации, основанное на реальных событиях, фактах и действиях;
- казуальное исследование заключается в проверке выдвинутых гипотез.
Методология – это совокупность гипотез, методик и методов исследования. В методологии маркетингового исследования сочетаются методы количественного, формализованного анализа (школы Ф. Котлера, Д.Ф. Кокса, Р.Д. Базела, Ф. Букереля и др.) и неформальные методы (школа Симмондса и др.).
Поэтому методология маркетингового исследования использует методологию таких наук, как статистика, эконометрика, социология, социометрия, квалиметрия, бихевиоризм и др. (Социометрия – методы получения и анализа информации о структуре и функционировании человеческих групп; квалиметрия – это методология количественной оценки качества изделий, бихевиоризм – наука о вкусах и предпочтениях).