Маркетинговое исследование, исходя из целей и задач, распадается на два направления:
- исследование рынка;
- исследование потенциальных возможностей предприятия.
Маркетинговые исследования рынка – это анализ конъюнктуры рынка, коммерческих форм реализации товаров. Конъюнктура рынка определяется системой показателей, характеризующих спрос и предложение, динамику продаж и цен, региональные особенности рынков.
Очень важным является прогнозирование конъюнктуры рынка, которое начинается с оценки общих тенденций развития, связанных с динамикой экономического цикла (кризис – депрессия – оживление - подъём).
Показателями, используемыми для прогнозирования конъюнктуры, является:
- вложение в основной капитал;
- уровень поступления заказов на минеральное сырьё, металл, машины, оборудование;
- контракты и разрешение на строительство;
- прибыль корпораций;
- цены на промышленное сырьё.
Маркетинговое исследование потенциальных возможностей предприятия определяет положение фирмы на рынке через показатели характеризующие эффективность ее производственно-хозяйственной или торговой деятельности, ее внутреннюю среду. В то же время это анализ конкурентов, поставщиков и клиентов, исследование конкурентоспособности фирмы и товаров фирмы.
|
|
Маркетинговое исследование делит фирмы на три основные группы:
- действующая клиентура (контрагенты);
- предполагаемая (потенциальная) клиентура;
- конкуренты.
Каждая интересующая исследователей фирма заносится в банк данных ЭВМ, сведения по ней собираются по двум направлением: общие сведения; показатели эффективности её производственно-сбытовой деятельности и конкурентоспособности на рынке.
Общие сведения о фирмы связаны с её наименованием, адресом, страной регистрации, номером телефона и телекса. К основным характеристикам фирмы относятся: величина акционерного капитала; правовое положение; источники формирования капитала; тип монополистического объединения, куда входит фирма (концерн, трест, финансовая группа).
Показатели эффективности производственно-сбытовой деятельности фирмы и конкурентоспособности на рынке: номенклатура реализуемой продукции; номенклатура экспортной и импортной продукции; место фирмы по объёму выпускаемой продукции в национальном или мировом производстве основных товаров номенклатуры фирмы.
Производственная и материально-техническая база фирмы – количество производственных предприятий и их мощности, сбытовые предприятия, склады, станции технического обслуживания.
Фирмы-конкуренты оцениваются по конкурентоспособности основных видов выпускаемой продукции в сравнение с данной фирмой. Значительное внимание уделяется в методике изучения фирм организационным структурам управления и эффективности их функционирования.