Современная американская риторика как искусство речевой коммуникации

В конце XX в. в связи с бурным развитием техники, средств массо­вой информации и коммуникации, с неизмеримым ростом потребно­стей и возможностей общения отмечается повсеместное возрастание интереса к проблемам риторики.

В США вопросы риторики приобретают особую значимость, особый социальный акцент. Риторически грамотное владение родным языком является одним иа компонентов успеха личности в любой сфере деятельности. С риторикой связаны административная, полити­ческая, судебная деятельность, любое проявление деловой активно­сти. Одна из влиятельных социальных теорий-теория коммуникатив­ного действия связана с парадигмой, понимающей коммуникацию в самом широком смысле как одну из основ человеческой жизне­деятельности.

Тип преуспевающего американца - это продукт речевого воспита­ния, ему свойственны прагматичность, простота, активность, профес­сиональная компетентность, наличие собственного мнения, способ­ность к аргументации. С помощью коммуникации делается попытка обнаружить потенциалы взаимопонимания между участниками социального взаимодействия. Американское риторическое образова­ние по своей направленности глубоко прагматично. Оно может быть понятно лишь в контексте стремления к жизненному успеху, эффек­тивной речевой деятельности. Умение говорить - наикратчайший путь к известности. Оно выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему уверенность в своих силах.

Интересно, что риторику в США относят и к разделу sciences, и к разделу arts.

Риторика всегда развивалась в контакте с другими дисциплинами, но сейчас ее междисциплинарный характер становится особенно очевидным. К риторическим исследованиям подключаются резуль­таты работ в области социологии, антропологии, прагматики, психо­логии, информатики, статистики, герменевтики и других наук.

Многие современные ученые участвуют в разработке новых концепций риторики. «Неориторика» приспосабливает свои открытия к современным социальным реалиям и к тем изменениям в системе западных ценностей, которые задают ориентиры поведения и обес­печивают социальную стабильность. В качестве основных стимулов целенаправленного усилия-действия выступают соображения пользы, выгоды, вознаграждения. Социально-политическая эволюция амери­канского общества характеризуется как поступательное развитие демократических форм, институтов и взаимоотношений. Риторика ориентирована на достижение, сохранение и обновление согласия, на принятие практических решений на основе достигнутого в процес­се коммуникации соглашения.

В век вовлечения все больших масс людей в процесс коммуника­ции мир становится меньше, и все мы учимся быть «гражданами мира», встречая людей, чьи убеждения радикально противоположны нашим и с которыми мы должны учиться жить вместе. Стало необхо­димым развивать риторику, целью которой является не умелое словес­ное убеждение, а дискуссия и обмен идеями, языковое взаимопони­мание. Язык как отраженная сознанием культура имеет для жизнен­ного мира конститутивное значение. Участники коммуникации, пребы­вая в языке, вынуждены впитывать культурные образцы толкования мира, опосредованного языком.

Человек вступает в общение, настаивают западные авторы, когда замечает, насколько все остальные отличаются от него; речь возникает из уникальных черт его образа мира. Мы видим мир таким, каким язык нашей культуры формирует нас для его восприятия. Человече­ские различия - это материал для общения, они - причина общения. Через общение, которое всегда двусторонний акт, создается общест­во, основной ценностью считающее риторику. Риторика дает возмож­ность преодолеть коммуникативные барьеры, которые, как это ни парадоксально, являются мотивом для коммуникации. Личность по самой своей природе коммуникабельна, когда коммуникация ослабе­вает или нарушается, мы теряем себя. Неудачи отношений с другими делают человека чуждым самому себе.

Пронизывая собой повседневность, риторика направлена на изучение природы человека, т.к. в речевой деятельности проявляется духовная сущность человека, его замыслы, эмоции и воля, с помо­щью речи происходит социализация личности. Изучение речи, с одной стороны, раскрывает «индивидуально неповторимое» в лично­сти, с другой -динамику развития общества, реализацию его общест­венных идеалов в практической деятельности людей. По мысли уче­ных, появилась необходимость в создании риторики, целью которой было бы не вербальное принуждение, а переговоры и обмен мысля­ми, разрешение противоречий, существующих между людьми. Рито­рика есть «изучение недопонимания между людьми» и поиск средств к устранению этого, к предупреждению и устранению потерь в процессе коммуникации.

Средства массовой информации - мощная сила в становлении общественного мнения. Технические средства выступают как инстру­менты «просвещения», тиражируя готовые мыслительные продукты. Современная система подачи новостей, информации и поп-культуры формирует единодушие общества. Слово в реальной жизни манипули­рует информацией, а значит, умами, эмоциями. Возможность управ­лять информацией - это важнейший рычаг в управлении обществом. Включенность речи в средства массовой информации, несомненно, велика. Риторику интересуют факторы эффективности речевого воз­действия, поиск аргументации, психология аудитории, помехи, препят­ствующие воздействию на аудиторию. Достижение желаемого резуль­тата выдвигается на первый план, т.е. является конечной целью про­цесса «говорения». Отсюда одной из важнейших является категория результата речи-effect, ее продуктивность, действенность, понимае­мая как конкретное изменение в поведении аудитории, вызванное речью. Риторика включается в общую систему наук о коммуникации. Массовая коммуникация, по словам американского социолога В. Шрамма, это техническая форма коммуникации, позволяющая почти одновременно производить быструю передачу информации обществу для больших гетерогенных и безличных аудиторий.

Индустрия коммуникации нуждается в активных и энергичных исполнителях, и риторика, по мнению американских речеведов, при­звана их воспитать. Преподавание предметов речевого цикла ставит своей целью формирование особого типа личностных качеств. Рече­вое воспитание направлено на развитие активности, инициативности, самоуверенности, способности эффективно отстаивать личные интере­сы с помощью речи, речевой манеры, ориентированной на успех. В американской теории общения первостепенное значение придается манере говорить. По мнению западных специалистов, лишь 7% успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55% - как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит. Имидж - одна из важных составляющих его успеха. Имидж - это репутация. Имидж - это индивидуальный стиль в общении. Имидж-это достижение эффекта личного обаяния. Разговорный стиль, открытость, уравновешен­ность, воспитанность, задушевность, простота, непосредственность и доверительность оратора - это новые краски, продиктованные вре­менем, отличные от высокого ораторского стиля древних. Естествен­ность и непринужденность выступления, размышление и выбор, рождение слова «на глазах аудитории» очень важны. Бодрость, уверенность в своих силах и энтузиазм оратора - наиболее убеди­тельные аргументы в публичном выступлении, считают американские специалисты.

Теория и практика американской риторики представляет большой интерес, так как имеет богатый опыт и характеризуется попытками синтеза различных подходов к изучению речевой личности и созда­ния речевой практики, адекватной потребностям сегодняшнего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: