Упражнения. Используя уже известный нам звукоряд гласных, укачиваем на руках воображаемого малыша

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

Используя уже известный нам звукоряд гласных, укачиваем на руках воображаемого малыша:

аа-аа-аа-а, уу-уу-уу-у, ээ...ии...оо...

Образ действия заставляет наш голос литься плавно и мягко, успокаивая, лаская своим звучанием.

Представим теперь, что малыш провинился, погрозим ему паль­цем и отчитаем строго:

аа-аа-аа-а, уу-уу-уу-у, ээ...ии...оо...

Обратите внимание на то, что при изменившемся характере действия, а значит и звучания, гласные должны остаться мягкими, получая дополнительную энергию от дыхания, а не от усилия пере­напряженных связок.

!!! Придумайте различные по характеру действия, сопровождайте их произнесением гласных звуков. Например,

-считаем пальцы на руке: ааа, ууу, э...и...о...

- гладим котенка: аа, уу, э..и...о...

- дирижируем распевку для хора: аа-а-а-а! уу-у-у-у! э... и...о...

и т.п.

«ГУДОК ПАРОВОЗА»

Распространенной ошибкой произнесения гласных является открытый звук. Собрать звук, добиться его глубокого, а не плоского (как при улыбке) образования, попробуем пропуская все звуки через гласный «У». При этом губы продолжают сохранять округлость звука «У», поможем им руками, сложенными в рупор:

уу - Ааа! уу - Ууу! уу - Эээ! уу - Иии! уу - Ооо!

Для посыла звука не тянем шею и весь корпус вперед, а «опира­ем» звук на мышцы брюшного пресса и диафрагму. Диафрагма является центром нервных сплетений, нижней опорой звука, в районе солнечного сплетения как бы сосредоточена вся активность звуча­ния, сконцентрировано волевое «хотение» добиться голосом постав­ленной цели. Поставленным голосом легко управлять.

«демонический смех»

Представим себе, что мы - сказочная «нечистая сила». Натво­рив свои колдовские делишки, смеемся, торжествуя победу (исполь­зуйте преимущественно низкие тона голоса):

А-а-а-а-а-а-а! У-у-у-у-у-у-у! Э...И...О... Ха-ха-ха! Опора в смехе! Вот смешно-то! Вот потеха!

Замечено, что смеемся мы всегда на опоре, диафрагма подбра­сывает, как мячик, наши звуки вверх. Поставьте руки на пояс, и они в момент звучания почувствуют мышечные толчки в районе так называемого «дыхательного пояска».

!!! Придумайте упражнения, действенные задачи которых заста­вили бы вас звучать на 3-м типе выдыхания, т.е. при наиболее актив­ной работе диафрагмы.

Например, «Пульверизатор»: фс! фс! фс!

«Снежки» лепим и забрасываем вместе с междометиями:

Ах! Ух! Эх! Их! Ох!., «эхо»

Далеко посылаем звук, ожидая получить в ответ эхо:

АУА! УУУ! ЭУЭ! ИУИ! ОУО!...

Звукоподражания в каждом упражнении повторяем много раз. Тренируя опору звука, помним о «коварности» гласных и необходи­мости при их активном произнесении сохранять мягкую атаку и собранность звука.

«РАЗБУДИ СОСЕДА»

Локтем будим рядом сидящего и задремавшего в неподходящий момент соседа:

Аай! Ууй! Ээй! Иий! Оой!...

«ДРОВА»

Размахиваясь при каждом ударе топором, разрубаем активным движением и звуком поленья.

Ах ты! Ух ты! Эх ты! Их ты! Ох ты!...

«ДРЕССИРОВЩИК»

Даем команду собаке на прыжок:

Алле гоп! Алле гоп! Алле гоп!... Гоп-ля-ля!...

Если голос не будет звучать на опоре, не будет обладать необхо­димой энергией и посылом, значит мы «врём» и не выполняем точно поставленной действенной задачи. В последнем случае собака не послушается нас.

«МЯЧ»

Мы уже сравнивали подбрасываемый вверх воздушный поток с движением резинового мячика. «Поиграем» легким и озорным цвет­ным мячом, ударяя его об пол рукой на каждом ударном слоге извест­ных с детства стихов:

Мой веселый, звонкий мяч!

Ты куда пустился вскачь?

А теперь попробуем на каждом ударном слоге забросить мячи, как можно дальше вперед:

Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!

Звук вместе с движением руки подскакивает сначала вверх, потом летит вперед.

Обратите внимание: дыхание наиболее активно, когда приду­манные нами обстоятельства заставляют звучать наш голос ярко и отрывисто, как в музыке - стаккато, т.е. преимущественно на 3-м типе выдыхания. Таким образом, выбирая упражнения для трени­ровки опоры звука, используйте соответственный образ действия. Хорошим тренингом могут быть всевозможные речевки, частушки, считалки.

«РЕЧЕВКА»

Раз, два,

три, четыре!

Три, четыре —

выходи!

Пять, шесть —

не зевай,

дружно тренинг повторяй!

Чтоб красиво изъясняться,

надо нам тренироваться!

Будем речью заниматься

по утрам и вечерам,

тем, кто тренинг не освоил,

стыд и срам,

стыд и срам!

В зависимости от речевого действия голос приобретает различ­ное звучание. Мы слышим его оттенки' требовательный, проситель­ный, дружеский, предупредительный, сочувственный, властный, ласковый, ироничный, насмешливый, почтительный, покровительст­венный, примирительный и тд.

«ШУТКА»

Представьте, что дрессировщик ведет разговор со своими вер­ными друзьями - собаками Ответы на его приказы звучат весело, ритмично, естественно и легко

Дрессировщик — Приветствую, друзья!

Группа (хором) Ав-ав!

Дрессировщик — Спокойнее. Не напрягаться.

Всем по порядку рассчитаться!

Группа (по одному) — Ав-ав!

Ав-ав!

Ав-ав!...

Дрессировщик — Ну, что ж, у вас веселый нрав!

На месте — марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Группа (поет на мотив любого марша)

— Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!...

Дрессировщик — На месте стой! Раз-два!

Все поняли, как лаем

опоры звука достигаем?

Группа (вместе) — Ав-ав!

Так точно!

Навык закрепили прочно?

3. В. Савкова

Прием «подлаивания» очень полезен в развитии опертого по­летного звучания и поможет в выполнении следующих упражнений.

«СОЧИНЯЙКА»

Подбрасывая рукой воображаемый маленький мячик вверх три раза, ведущий задает ритм и рифму, на четвертый раз перекидывает мяч другому игроку, который, отвечая мгновенно выдуманной им стихотворной строчкой, три ударных слога этой строчки подбрасы­вает с мячиком вверх, на последнем ударном слоге возвращает мячик ведущему

- ок, -ок, -ок, -ок!

- продол -жаем -наш -урок! -ок...

- покатился колобок! и т.д.

- ать, -ать, -ать, -ать!

- строчки надо сочинять!

- ать...

- мы пойдем сейчас гулять!...и т.д.

- ик, -ик, -ик, -ик!

- мы лепили снеговик!

- ик...

- солнце вышло — он поник!...и т.д.

- он, -он, -он, - он!

- в голове какой-то звон!

- ит, -ит, -ит, - ит!

- что-то голос не звучит!

Незатейливое стихоплетство не только заставит ловить заданные ритм и рифму, но и, включив вас в игру с воображаемым предметом (мячом), будет хорошим тренингом для голоса и четкости звучания согласных в конце слов

«СЧИТАЛКИ»

Произносите считалки громко и четко, пользуясь ритмическим жестом.

Солнце/ спря- /талось/ за гору,/

Ветер -/в лес,/

А мышка - /в нору,/

Кто/ остался/ на/ виду?/

Убегай./

Искать/ иду!/

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит — выходи!

Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор,

Сыроежку,

Зеленушку,

Розоватую

Волнушку,

Боровик,

Моховик,

Ежевик,

И дождевик,

Два опенка,

Два сморчка,

Три масленка,

Два строчка,

Ну, а ты, шампиньон,

Выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает...

Прямо в зайчика стреляет!

Пиф! Паф! -ои-ои!

Умирает зайчик мой!..

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

- Где купили вы, сеньор,

Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос

Это собственный мой нос.

!!! Сочините сами шуточные считалки

Захожу я на базар,

….

….

….

Отвечай мне поскорей,

Не задерживай людей!

!!! Продолжите считалку Незнайки:

Эне бэнэ рее!

Квинтер финтер жес!

Энэ бэнэ ряба,

Квинтер финтер жаба...

Икете пикете цокото мэ!

Абель фабель доминэ

Ики пики грамматики...

Благозвучный голос всегда образован на мягкой атаке звука, гласные должны звучать собранно. Сила звука и полетность достига­ются не за счет перенапряжения связок, а с помощью опоры голоса, активной, рефлекторной работы мышц брюшного пресса и диафраг­мы. Опора, или подтянутые напряженные мышцы брюшного пресса, невольно заставляют человека выпрямиться и создают тем самым условия для правильной осанки.

Прием коллективного сочинительства полезен для создания весе­лой творческой атмосферы. Он поможет включить воображение каждого и объединить всех в игру. Отвлекаясь от собственных голосо­вых недостатков мы быстрее справляемся с ними, вырабатываем автоматические навыки верного рождения звука.

Для тренировки дыхания и опоры звука очень хорошо деклами­ровать отрывки, написанные гекзаметром, или шестистопным дакти­лем. Этот стихотворный размер с ударением на первом из трех слогов в стопе создает возвышенный, торжественный стиль речи. Он широко использовался в античной поэзии - в эпосах, идиллиях, гимнах, сатирах, посланиях. Для исполнения можно использовать стихи В. Тредиаковского, Н. Гнедича, В..Жуковского, А. Дельвига, А. Фета и др. Классическим непревзойденным образцом гекзаметра являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;

Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил,

После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,

Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.

Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он

Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян,

Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же

Все собралися они и собрание сделалось полным,

С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился.

Образ его несказанной красой озарила Афина,

Так что дивилися люди, его подходящего видя.

Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

Первое слово тогда произнес благородный Египтий <.'..>

«Выслушать слово мое приглашаю вас, люди Итаки;

Мы на совет не сходились ни разу с тех пор, как отсюда

Царь Одиссей в быстроходных своих кораблях удалился.

Кто же собрал нас теперь? И кому в том внезапная нужда?

Юноша ли расцветающий? Муж ли, годами созрелый?

Слышал ли весть о идущей на нас неприятельской силе?

Хочет ли нас остеречь, наперед все подробно разведав?

Или о пользе народной какой предложить нам намерен?

Должен быть честный он гражданин; слава ему! Да поможет

Зевс помышлениям добрым его совершиться успешно».

Кончил. Словами его обрадован сын Одиссеев,

Встать и к собранию речь обратить он немедля решился <...>

«Ныне о собственной, дом мой постигшей, беде говорю я.

Две мне напасти; одна: мной утрачен отец благородный,

Бывший над вами царем и всегда, как детей, вас любивший;

Более ж злая другая напасть, от которой весь дом наш

Скоро погибнет и все, что в нем есть, до конца истребится,

Та, что преследуют мать женихи неотступные, наших

Граждан знатнейших собравшихся здесь сыновья; им противно

Прямо в Икариев дом обратиться, чтоб их предложенье

Выслушал старец и дочь, наделенную щедро приданым,

Отдал по собственной воле тому, кто приятнее сердцу». <...>

Так он во гневе сказал и повергнул на землю свой скипетр;

Слезы из глаз устремились: народ состраданье проникло;

Все неподвижно-безмолвны сидели; никто не решился

Дерзостным словом ответствовать сыну царя Одиссея.

Но Антиной поднялся и воскликнул, ему возражая:

«Что ты сказал, Телемах, необузданный, гордоречивый?

Нас оскорбив, ты на нас и вину возложить замышляешь?

Нет, обвинять ты не нас, женихов, пред ахейским народом

Должен теперь, а свою хитроумную мать, Пенелопу.

Три совершилося года, уже наступил и четвертый

С тех пор, как, нами играя, она подает нам надежду,

Всем и каждому порознь себя обещает и вести

Добрые шлет нам, недоброе в сердце для нас замышляя <...>

Знай, не престанем твой дом разорять мы до тех пор, покуда

Будет упорна она в помышленьях своих, ей богами

В сердце вложенных; конечно, самой ей в великую славу

То обратится, но ты истребленье богатства оплачешь;

Мы, говорю, не пойдем от тебя ни домой, ни в иное

Место, пока Пенелопа меж нами не выберет мужа».

Гомер. «Одиссея»

Человеку дана от рождения возможность владеть голосом как инструментом. Этим инструментом не работают, а именно владеют. Благодаря свойствам голоса речь приобретает этические и эстетиче­ские характеристики. По голосу мы узнаем человека, «угадываем» его физическое и психическое состояние. От волнения голос дрожит, а от крика срывается, при этом голос можно потерять.

«...Человеческий голос. Он бывает жарким, морозным, моро­сящим. В нем есть свои глубины, темноты, мерцания <... > По голосу, как по пульсу, я сужу о людях, об их душевном здоровье. Иногда мне хочется подставить голосу плечо, иногда я хочу выключить аппа­ратуру, чтобы уберечься от опасного акустического облучения. Но всегда, да, всегда голос волнует, тревожит, восхищает» (И. Померан­цев).

Дикция

«...ЧУВСТВОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ФРАЗЫ, СЛОВА, НО И КАЖДЫЙ СЛОГ, КАЖДУЮ ЕГО БУКВУ»

К. С. Станиславский

Звуки, как мысли и слова, могут быть убедительны Они окраши­вают содержание отношением, подтекстом, наполняют внутренней жизнью. Как говорил К. Станиславский: «Изъяны дикции исправля­ются не в языке, а в воображении». Если говорящий не чувствует души звуков, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы. «Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, стра­даешь и восхищаешься» (В. Яхонтов).

Получив энергию с помощью глубокого дыхания, образовав звук в генераторной системе и усилив его в резонаторной, превращаем звук голоса в звук речи с помощью артикуляторов.

Каждому известно, что артикуляция - это работа произноси­тельных органов по образованию звуков речи, слогов и слов. Психо­логическое волнение, которое мы испытываем перед публичным выступлением, может «заморозить» наши артикуляторы, сделать нижнюю челюсть вялой, губы пассивными, а язык ватным. «Разогре­ем» их с помощью взрывных согласных (они образуются путем прорыва воздушной струи какого-либо препятствия): Б - П, Г - К, Д-Т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: