По содержанию

политические – правила поведения, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом;

экономические – правила поведения, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ;

нормы культуры – правила поведения, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества (творческая, спортивная и иная деятельность по реализации интересов человека);

эстетические правила поведения, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков;

религиозные правила поведения, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды;

технико-социальные – правила необходимого или целесообразного общения людей с природными объектами, орудиями труда, различными техническими устройствами (например, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности и др.). Соотношение норм права с иными социальными нормами

1.Единство заключается в том, что и нормы права, и нормы морали, и корпоративные нормы, и обычаи – все они относятся к социальным нормам и обладают общими признаками последних (а, следовательно, нормы права и иные социальные нормы, регулирующие одни общественные отношения, не должны значительно различаться по содержанию).

2.Различия, существующие между нормами права и иными социальными нормами, устанавливаются по следующим критериям:

1) по происхождению – нормы права издаются государством; корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями; нормы морали и обычаи возникают постепенно в процессе развития общества;

2) по форме выражения – нормы права фиксируются в нормативных правовых актах; иные социальные нормы либо живут в сознании людей либо могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера;

3) по сфере действия – нормы права регулируют отношения, поддающиеся правовому регулированию и объективно требующие его (наиболее важные общественные отношения); иные социальные нормы также могут регулировать общественные отношения, на которые распространяют свое действие правовые нормы (например, заповедь «не укради» и соответствующие юридические нормы об охране собственности); с другой стороны, нормы морали, обычаи и корпоративные нормы регулируют также и отношения, выходящие за пределы сферы правового регулирования (например, отношения дружбы, товарищества, определенные бытовые и семейные отношения);

4) по степени детализации – нормы права как правила поведения в конкретных ситуациях отличаются достаточно большой степенью подробности; таким же качеством обладают и корпоративные нормы; обычаи вообще максимально приближены к конкретным ситуациям; нормы же морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются, прежде всего, общими принципами, которым стараются следовать люди в своем поведении;

5) по способу обеспечения – за неисполнением норм права стоит государственное принуждение; внешние гарантии соблюдения иных социальных норм – сила общественного мнения, применение мер общественного воздействия;

6) по тенденциям развития – нормы права появляются на определенном этапе развития общества (они динамичны, и устаревшие нормы права легко заменить на новые); обычаи и нормы морали появились значительно раньше права (они более консервативны, складываются не сразу и быстро не исчезают).

3.Взаимодействие норм права и иных социальных норм проявляется в том, что для более эффективного действия норм права, они должны обращаться к внеправовым категориям и ценностям (право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в общ

15. Формы (источники) права. (понятие источник права; формы _ 1.правовой обычай(достоинства и недостатки), 2.судебный прецедент и особенности,3.нормат.договор(внутринац-й и международный, 4.юрид.доктрина,5. Религиозные догмы6.общие принципы права, 7. Правосознание,8. нормативн.-правовой акт и его признаки и классификация: а)закон(основные, конституц-ые, органические, обычные)б)подзаконные н-п акты. 9. Администрат. прецедент (достоинства и недостатки)

Существуют следующие источники права: 1) в идеальном смысле слова (правосознание); 2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); 3) в формальном смысле слова (формы права).

Источники (формы) права – это способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права.

Формы (источники) права:

· Правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного. Достоинства правового обычая:

1) возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;

3) доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком;

4) в большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках;

5) позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений. Недостатки правовых обычаев:

1) относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

2) неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется (живет в сознании людей, а в нормативном правовом акте делается отсылка к обычаю – например, ст. 5 Гражданского кодекса РФ закрепляет отсылку к обычаю делового оборота); 3) небольшая сфера распространения, его локальный характер (применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории).

· судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

Для него характерны:

1.Казуистичность – прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев, казусов.

2.Множественность – существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

3.Противоречивость и гибкость – даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. В противоположность гибкости иногда указывается как на недостатки прецедентного права на его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями по сходным делам, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности.

Все, что касалось судебного прецедента (судебной практики) как источника права, с определенными оговорками можно отнести и к административной практике. Административная практика – это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов по решению стоящих перед ними задач

· нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права.

Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон.
Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.
Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами.
Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества.

· юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей.

Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо‑германской правовой семье. Юридическая доктрина как источник права: 1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей; 2) разрабатывает юридические термины и конструкции; 3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства; 4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

· религиозные догмы, характерны для мусульманского права, в которых своды религиозных правил (шариат – Коран, Сунна и др.) по юридической силе превосходят официальные документы, издаваемые государственными органами.

В России религиозные тексты не признаются официальным источником права.

· Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и др.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.

В России общие принципы права признаются официальным источником права (и находят отражение в законодательстве).

· Правосознание – совокупность идей, эмоций, чувств, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Выступало формой права в первые годы советской власти (когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не было заменено новым).

В России правосознание не признается официальным источником права.

· нормативно‑правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Признаки нормативного правового акта:

– имеет наибольшее распространение;

– исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;

– принимается в четко обозначенном процедурном порядке;

– имеет установленную форму (первичный элемент структуры нормативного правового акта – это статья, которая может иметь части) и реквизиты (официальное название и наименование, номер, указание на орган, принявший данный акт), порядок вступления в силу (в частности, место официального опубликования) и сферу действия;

– может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

Классификация актов:

I. По юридической силе:

1.Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

В современных государствах законы принимаются или на референдуме, или же высшим представительным органом государства – парламентом.

А) Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля.

Б)Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

В)Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных (отсылочных) статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция.

Г)Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

2. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе и во исполнение законов различными государственными органами. Иерархия подзаконных актов соответствует иерархической структуре государственного аппарата. К числу наиболее важных подзаконных нормативных правовых актов в России относятся указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), нормативные правовые акты министерств (агентств, служб) – приказы, инструкции, постановления, указания, письма, разъяснения, правила и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: