Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса.
|
|
Социологический подход трактует культуру как универсальное свойство общественной жизни.
В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику, первая предполагает анализ структуры культуры, а вторая – развитие культурных процессов.
Основные элементы культуры:
Язык – система знаков и символов, наделенных конкретным значением.
Социальные нормы – стандарты, образцы поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Социальные ценности
Обычаи, традиции и обряды – восприятие из прошлого, прошлое поведение людей.
Материальная культура - это производственно-технологическая культура, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека, а так же воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Духовная культура:— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.) и показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.)
Функции:
1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью.
2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры.
Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
|
|
3. Регулирующая функция культуры
4. Функцию трансляции (передачи) социального опыта
5.Позновательная функция
Культура – религия -
Дюркгейм - религия, как фактор социальной интеграции, выполняет в обществе необходимую для его существования функцию.
Маркс рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в жизни общества: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» - страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.
Вебер религия, как функция смыслопологания, рационализации человеческой деятельности!!
Тут можно сказать и об особенности молодежной культуре (субкультуре) и о том, что она тоже влияет на изменение в социальной жизни всего общества.
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.