Раздел 3. Социальная психология

1. Эффекты внутригруппового взаимодействия (по плану).

Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).

Группа (социальная) - объединение людей, имеющих общий значимый специфический признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Уровни отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения - общественные или внутригрупповые.

Для выяснения эффектов внутригруппового взаимодействия необходимо определить основные элементы групповой динамики (все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования):

1. Цели группы (результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования).

2. Нормы группы (это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы).

3. Сплоченность группы (это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой). Методы измерения групповой сплоченности: гр. сплоч. можно выявить по следующим социально-психологические характеристикам:

· Участники группы больше общаются друг с другом.

· Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.

· Участники реже покидают группу.

· В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.

· Выше самооценка участников группы.

4. Структура группы и проблема лидерства.

5. Фазы или стадии развития группы.

Так же в больших и малых социальных группах можно наблюдать такие эффекты, как: убеждение, подражание и внушение. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, или под давлением общественного мнения и личной ценностной ориентации.

Участники любой социальной группы часто подвергаются групповому давлению. Это - так называемое явление конформизма (социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы). Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за нежелания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

2. Особенности групповой дискуссии (по плану).

Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющего прояснить мнения, позиции и установки участников группы в процессе общения.

Фазы групповой дискуссии:

1) формулировка проблемной ситуации;

2) высказывание идей;

3) обсуждение решений;

4) принятие решения;

5) разработка программы и плана действий.

Этим фазам соответствуют следующие шаги:

· Определение цели и темы дискуссии (ориентировка).

· Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме.

· Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации - уяснение, анализ и выбор решения из набора имеющихся, появившихся в ходе обсуждения альтернатив.

· Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дискуссии с полученными результатами (завершающая фаза, фаза собственно решения проблемы).

В ходе группового взаимодействия в группе может проявиться такой феномен, как - конформизм в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом.

Сплоченность группы (это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой).

В ходе групповой дискуссии неизбежно возникновение конфликта. Он может проходить в несколько этапов:

· Предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем.

· Открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем.

В любой группе должен быть лидер (официальный, неофициальный). Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач; 2) способен оказывать влияние на других членов группы; 3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; 5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы.

Итак, социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках:

статусно-ролевые отношения (отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе. Каждый человек в своей группе занимает определенное социальное положение: по вертикали — руководство и подчиненные (начальник и подчиненный), по горизонтали — сотрудничество (сотрудники). Это положение отражается на статусе каждого члена группы);

профессионально-квалификационные характеристики;

• половозрастной состав.

3. Влияние социальной установки на процесс восприятия информации (по плану).

Социальная установка (аттитюд) это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Структура аттитюда не может рассматриваться отдельно от функций, которые она выполняет. Подход к этой проблеме был намечен еще в 50-е годы в работах М.Смита, Д.Брунера и Р.Уайта:

• оценка объекта;

• социальное приспособление;

• экстернализация.

Необходимо подчеркнуть, что все элементы установочной системы взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одного компонента может вызвать изменение какого-либо другого. Так, например, изменение убеждений относительно некоего социального объекта может привести к изменению установки, а вслед за этим и к изменению поведения в отношении данного социального объекта.

1. Функция оценки объекта заключается в оценивании с помощью аттитюда поступающей из внешнего мира информации и соотнесении ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации, снабжая человека уже «готовыми» оценочными категориями. Таким образом, посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

2. С помощью социального приспособления осуществляется помощь человеку в оценке того, как другие люди относятся к социальному объекту. При этом социальная установка опосредует отношения человека с другими людьми. Аттитюд может выступать как средство сохранения отношения с другими, либо как средство разрыва этих отношений.

3. Экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних, неразрешимых проблем. Соц. установка может стать разрешителем этих проблем.

Ценностные установки являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. В течение жизни индивида одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и в конечном счете формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая конкретному человеку.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров. Также существует такой барьер, как категоризация информации.

Устранению барьеров способствует обратная связь в общении. Обратная связь позволяет устранить преграды, предотвратить искажение информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь. Нередко людям трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, показаться странным или глупым, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет «предпринимать обходные маневры», нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. На адекватность понимания влияют и такие факторы, как зависимость от групповых норм, недостаточная психологическая и эмоциональная культура, «фильтры», через которые большинство людей пропускают информацию (установки, прошлый опыт, жизненные ценности, убеждения, интересы, ожидания, предрассудки, образы прошлого и будущего, гипотезы и пр.).

4. Понятие социального стереотипа. Ошибки атрибуции (по плану).

Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы.

Формирование стереотипа: Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальныестереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или загадочности славянской души. Этнические стереотипы могут привести к явлению Этноцентризма — сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужой культурой (в родной культуре все правильно, лучше, чем в чужой культуре).

Эффект или явление стереотипизации приписывание человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности). Одним из феноменов стереотипизации можно назвать Национальные предрассудки — неоправданно негативное мнение и отношение к чужому народу и к отдельным его членам и склонность негативно действовать по отношению к людям чужого народа.

Примеры гендерных стеореотипов: все женщины –слабый пол, женщина не может быть руководителем, мужчины не плачут, умная женщина не может быть счастлива в личной жизни и т.д.

Примеры возрастных стереотипов: все подростки – трудные, старики – ворчуны, сорокалетние мужчины пребывают в кризисе и т.п. В рекламе часто используется стереотип мудрости старшего поколения (бабушка дает нужную таблетку и все в таком роде).

Атрибуция — психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

Виды атрибуции:

● Внутренняя (диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками.

● Внешняя атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией.

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция. Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков. Способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал.

В процессе атрибуции (Ли Росс,1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т.е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке внутриличностных причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации. Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».

5. Теории когнитивного соответствия (по плану).

Одно из важных мест в современной социальной психологии занимает когнитивизм.

Когнитивизм – это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности.

Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры.

К этим теориям относятся: 1. теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, 2. теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, 3. теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и 4. теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Общее для данных теорий: личность стремится убрать внутренний дисбаланс, а группа - максимизировать внутреннее соответствие межличностных отношений.

1. Теория структурного балансаФ. Хайдера - теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого и своих действий на уровне житейской психологии. Т.е. человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется.

2. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома - когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению чтобы снять возникший дисбаланс. Возникает необходимость менять либо отношение к объекту, либо к человеку.

3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основная суть этих теории состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем чем более он замечает расхождения в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как: а) консонанс - согласованность в его когнитивной структуре; б) диссонанс - переживание противоречия между знанием и поведением (двумя когнициями).

4. Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Соответствие переживания и поведения, зеркальное отображение эмоций через действия. Основной тезис теории - для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации. Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

6. Основные социально-психологические теории (по плану).

В качестве главного объекта как для социологии, так и для социальной психологии служат малые группы. Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя моментами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются и в макросреде, в более крупных объединениях.

Для исследования процессов взаимодействия между людьми разрабатывались множество соц.-псих. теорий и концепций, к наиболее известным соц.-псих. теориям можно отнести:

● психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

● поведенческую школу (бихевиоризм);

● интеракционизм (Дж.Г.Мидд).

● когнитивизм (Хайдер, Ньюком, Осгуд.) См.Вопрос 5;

1. Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. По 3. Фрейду, именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.

2. Швейцарский ученый К. Юнг (1875-1961 гг.) предусматривал изучение личности как сложного структурного явления, которое основывается на идее о наличии наряду с индивидуальным несознательными коллективного бессознательного. Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием. Другая известная идея К. Юнга - учение о интроверсии и экстраверсии. Он предложил типологию характеров согласно преимущества функций (мышление, чувства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир.

3. Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером. Д. Б. Уотсон считается основателем бихевиоризма. Ученым была предложена программа построения новой психологии, предметом которой автор считал не сознание, а поведение. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.

4. Интеракционизм - направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

5. Когнитивизм – см вопрос 5!

7. Основные подходы к понятию социальной перцепции (по плану).

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

История: Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Таким образом, в русле исследований социального восприятия была поставлена проблема понимания социальных объектов. Это важно подчеркнуть, потому что, несмотря на наибольшую разработанность межличностного восприятия, социально-перцептивные исследования предполагали широкий класс социальных объектов.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

8. Социально-психологические механизмы влияния. Их характеристика и особенности (по плану).

Влияние - это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения другого человека. Психологическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер. Целью любого влияния является максимальное достижение власти над человеком.

Различают направленное и ненаправленное влияние. В первом случае субъект ставит перед собой задачу достичь определенного результата от объекта воздействия, который проявляется обычно в убеждении и внушении, а во втором - подобная задача не ставится, однако эффект воздействия возникает, проявляясь прежде всего в действии заражения и подражания.

1. Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

1) авторитетность источника информации;

2) доверие к нему;

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

2. Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

3. Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию. Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

4. Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: