Дисциплины развития дошкольников

План:

1. Понятие эстетического воспитания и развития

2. Основные средства эстетического воспитания

3. Методы эстетического воспитания

4. Формы организации

Современная лекция и требования к ней

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio — чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы. Лекция – метод и форма обучения в вузе

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.

Метод – способ взаимосвязи студентов и преподавателя по достижению цели.

Роли педагога при чтении лекции:

ученый (рассматривает явления и факты, анализирует их);

педагог (воспитывает мировоззрение, нравственность, отношение к делу и использует современные методы преподавания).

оратор (пропагандирует, убеждает слушателей);

психолог (чувствует аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности).

Функции лекции:

¾ информационная (даются необходимые сведения);

¾ стимулирующая (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники);

¾ воспитывающая и развивающая (даются оценки явлениям, вырабатывает мышление).

Основные требования, предъявляемые к лекции:

¾ проблемность, внутренняя диалогичность;

¾ последовательность, систематичность;

¾ определенность, непротиворечивость;

¾ доказательность;

¾ единство вербального (логической структуры, математической модели и т.д.), образного (иллюстрации, рисунки, схемы), эмоционального (позиция преподавателя) учебного материала

Основные стороны лекции:

1. Организационный уровень. Решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.

2. Дидактический уровень. Разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции, ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки аудитории.

3. Методический уровень. Разработка отдельных лекций, постановка учебных и воспитательных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработка методики демонстрации экспериментов, использование наглядности и технических средств, обучение фактов из практики, учет отражения лекции на семинарских занятиях и практических работах.

Логико-педагогическая структура лекции

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называете» литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Даются ответы на вопросы.

Лекции подразделяются на следующие типы:

по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;

по содержанию; академические и популярные;

по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительные обобщающие, установочные и

обзорные;

по месту в системе учебного процесса: предваряющие самостоятельную работу студентов и

завершающие определенный этап с состоятельной работы;

по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.

Конспект лекции должен содержать:

тему (точно сформулированную);

цель и задачи;

список литературы обязательной и дополнительной;

Этапы подготовки лекции:

1. Изучение программы и учебников.

2. Составление списка литературы.

3. Изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка.

4. Выбор типа композиции.

5. Написание плана.

6. Составление текста лекции с вычленением в нем главного в помощь слушателям.

7. Подбор наглядности.

8. Составление подвижного плана, который можно и нужно использовать во время лекции.

Форма подачи:

- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

- мимика и жесты;

- репетирование (перед зеркалом и с магнитофоном) с хронометрированием времени на всю

лекцию и ее отдельные части.

После начала лекции:

- сообщить тему и мотивировать ее значение;

- четко выделить цель и задачи лекции;

- помочь студентам записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями). Правила при чтении лекции:

- читать по плану;

- читать с дифференцированием (подробнее и под запись то, что хуже освещено в учебниках);

- выделять интонационно каждый вопрос;

- в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации),

- интересное и неинтересное (изложить увлекательно), трудное и простое (изложить значимо);

- четко давать формулировки;

- термины четко проговаривать, расшифровывать и записывать на доске;

- доводить каждую истину до убеждения каждого студента, избегать нужного тона, заунывности и

равнодушия;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Активизировать деятельность студентов на лекции можно следующими способами:

1. Перехода с репродуктивного уровня изложения материала, т.е. использования объяснительно-иллюстративного, образно-ассоциативного, повествовательного изложения, на продуктивный уровень, т.е. к проблемному, диалогическому, персонифицированному изложению.

Проблемность в лекции может быть содержательная и методическая.

2. Первый шаг - усвоение студентами репродуцируемой (готовой) информации на первом и втором уровне (узнавания и воспроизведения) на основе самостоятельного чтения методически грамотно
подобранных источников.

Второй шаг - переход от репродуцируемой информации к прогнозируемой, т.е. создаваемой студентом на основе опережения ее поступления. Главное - методически грамотно вычленить, обозначить и сформулировать проблемы, над решением которых предстоит потрудиться студентам до лекции.

План лекции по теме «Эстетическое воспитание»

Вид лекции- вводная, ориентировочная

1. Цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Задачи эстетического воспитания дошкольников.

3. Условия и средства эстетического воспитания.

4. Методы эстетического воспитания.

5. Формы организации эстетического воспитания.

Цель лекции: ознакомить студентов с теорией воспитания детей эстетическими средствами.

Задачи:

1. Научить студентов развивать эстетическое восприятие, эстетическое чувство и представления детей дошкольного возраста.

2. Воспитывать у детей потребности в творческом самовыражении.

3. Познакомить с созданием возможностей для актуализации у ребенка творческих способностей.

Список литературы:….

1. Цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Понятия: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, художественное образование.

2. Задачи эстетического воспитания дошкольников.

Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающему.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Ведущие педагоги В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н. П.Сакулина, Н..А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев, Е.А.Дубровская

3. Условия и средства эстетического воспитания.

Окружающая среда, эстетика быта, эстетика обстановки

Средство эстетического воспитания - природа.

Искусство, художественная деятельность.

(Примеры студентов, где можно увидеть эстетику), (показ наглядных пособий).

4. Методы эстетического воспитания.

Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Творческие задания.

(Активизировать студентов на приведение примеров творческих заданий).

5. Формы организации эстетического воспитания.

Занятия, экскурсии, театрализованные игры, игры-драматизации, праздники, развлечения, совместно-раздельная дизайн-деятельность.

(Предложить студентам самостоятельно назвать формы эст. воспит.)

Самостоятельная работа: изучить содержание эстетического воспитания в разных программах для дошкольного учреждения. Дать свое заключение по результатам сравнения программ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: