· Разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности.
· Сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления.
· Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками.
· Совершенствование тарифной политики.
· Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров.
· Недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора.
· Обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава.
· Выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек.
· Обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета.
· Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта.
· Повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
I этап (подготовительный)
2001 - 2003 гг.
· Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".
· Разработка проектов законодательных и иных нормативных актов для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
II этап
Оптимизация структуры управления РЖД
2003 - 2005 гг.
Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности:
· грузовые перевозки,
· пригородные пассажирские перевозки,
· сервисные предприятия,
· телекоммуникации
· НИОКР и проектирование ж/д транспорта.
Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
III этап
Создание и развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок
2006 - 2010 гг.
· Развитие в сфере грузовых перевозок.
· Переход большей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.
· Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.
· Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
· Продажа акций дочерних общество ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную структуру.
В целом, результаты проведенных трех этапов реформирования железнодорожного транспорта получили положительную оценку на заседании Президиума Правительства Российской Федерации в январе 2011 г., при этом отмечено, что ряд важнейших решений еще предстоит принять. В этой связи руководством страны принято решение продлить реализацию структурных преобразований на железнодорожном транспорте еще на пять лет в рамках осуществления четвертого этапа реформы. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти подготавливаются соответствующие изменения в Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте