Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Современная юриспруденция знает и использует в основном 4 вида (способа) систематизации:
1. Учет нормативно правовых актов – деятельность по сбору, хранению поддержанию в контрольном состоянии нпа, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой инфо. в массиве актов, взятых на учет. Осуществляется практически всеми гос-ми органами, юр.лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребностей в правовой инфо либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой инфо иных субъектов.
2. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке (алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном)). Пример, Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
При Официальной инкорпорации по поручению и под контролем органов гос.власти могут издаваться сборники законов, постановлений правительства и т.д.Формальным показателем официальности опубликования текстов нпа являются грифы на титульном листе сборников: «утверждаю», «согласен», «официальное издание».
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Это может быть «коммерческое» опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Консультант+).
Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сборников нпа с согласия органов власти научно-консультативными советами авторитетных ученых, высококвалифицированных юристов и т.д. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
3. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. В процессе К. устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается согласованность, логичность (ГК РФ, УК РФ и иные кодексы).
Существуют следующие виды кодификации:
– всеобщая кодификация (переработке подвергается значительная часть законодательства);
– отраслевая кодификация (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства);
– специальная кодификация (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
4. Консолидация - это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный н.п.а. с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. По существу, консолидирование означает объединение имеющегося нормативно-правового материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативно-правовой акт. К. может использоваться только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими н.п.а. При К. объединенные н.п.а. утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт.