Вопрос 1. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Подходы к типологии государств: -Формационный подход.-Цивилизационный подход

1. Формационный подход (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения. При таком подходе каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.

Формационный подход выделяет следующие типы государств: -рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства производства и рабов; · феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян; · капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; · социалистического - государственная собственность на средства производства.

Формационный подход имеет следующие достоинства: продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: односторонность;не учитываются духовные факторы.

Формационная типология отличается однобокостью и стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэконо

Цивилизационный подход (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер). Суть: в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
В целом, отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.

Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.

Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности. Положительные черты цивилизационного подхода: выделение духовных, культурных факторов; более четкая типология государств.

Недостатки: низкая оценка социально-экономического фактора;преобладание типологии общества над типологией государства.

Формационный подход. В данном случае выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-диалектического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в определенных условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

В соответствии с формационным подходом выделяются следующие четыре исторических типа государства: 1) рабовладельческий ( эксплуататорское гос-во, к-ое является орудием касса рабовладельцев, рабы – собственность), 2) феодальный ( признаются естественные права человека. Личная незавиимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. Зависимость крестьян принимала форму не только в принадлежности их к земле, но также они д.б. определенное кол-во дней лично работать на своего господина-отработка барщины) 3) капиталистический (буржуазный) ( выделился новый класс – капиталисты. Внач.20в. реформировались права 3го покоения), 4) социалистический ( отсутствует собственность, т.е. отсутствуют клаы, а следовательно нет ни экплуататоров, ни эксплуатируемых. Вещи все общие, гос-ые).Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Согласно формационному подходу к изучению типологии государства, в процессе последовательной смены одной общественно-экономической формации другой, происходящей в результате социальных революций, с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому и развитому.

Цивилизационный подход. Согласно данной теории технологического направления все общества по своему экономическому развитию можно отнести к одной из пяти следующих стадий экономического роста: 1. Традиционное общество — на данной стадии общество не использует никаких достижений науки и техники, более тяготеет к ведению сельского хозяйства, нежели к иным отраслям занятий. 2. Переходное общество — в этой стадии общество переживает трансформацию, переживает изменения в науке и технике, переходит на более высокий уровень развития. 3. Общество, которое переживает процесс сдвига, «взлета», —данная стадия получила свое название из-за быстрого «взлета» в сфере научно-технического прогресса — как в области сельского хозяйства, так и в области обрабатывающей промышленности. 4. Созревающее общество — такое общество на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества, а также на основе значительного увеличения уровня инвестирования национального дохода достигает устойчивого превышения показателя выпуска продукции над показателем роста населения. 5. Общество, которое достигло высокого уровня народного потребления; впоследствии возникает общество, которое можно назвать «государством благоденствия », — на данной стадии все ведущие и быстро развивающиеся экономические секторы переходят на производство предметов длительного пользования и услуг массового потребления.

Вопрос 2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могут вступать в силу. а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений; б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности, по состоянию здоровья (инвалиды) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: